Соратников экс-президента обвиняют в наркоторговле

Бывший глава криминальной полиции Белграда Мирко Ничович обвинил сербские секретные службы и окружение экс-президента Югославии Слободана Милошевича в причастности к торговле наркотиками на Запад

Судя по всему, в Югославии назревает грандиозный скандал, связанный с наркоторговлей. На днях бывший глава криминальной полиции Белграда (в настоящий момент – заместитель председателя Международной ассоциации полиции) Мирко Ничович обвинил сербские секретные службы и окружение экс-президента Югославии Слободана Милошевича в причастности к торговле наркотиками на Запад. Об этом сообщила югославская газета "Blic".

Основанием для столь сенсационного заявления стал весьма скандальный эпизод, произошедший несколько дней назад. Напомним, что на днях в подвалах Министерства внутренних дел Югославии была обнаружена очень большая партия наркотиков, на сумму, превышающую 30 миллионов долларов США. По словам Мирко Ничовича, тот факт, что партия наркотиков была обнаружена именно в подвалах, принадлежащих Министерству внутренних дел Югославии, косвенно доказывает, что "смещенный режим Слободана Милошевича был напрямую вовлечен в международную наркоторговлю". В том, что эта партия предназначалась именно для отправки на Запад, по мнению Миро Ничовича, нет никаких сомнений. Размеры обнаруженной партии слишком велики для югославского рынка. "Здесь вы не сможете найти покупателя на 10 килограммов героина, тем более это нереально для полутонны наркотиков", – считает Ничович. Напомним, в основном наркотики, обнаруженные в подвалах Министерства внутренних дел Югославии, – это именно героин. И вес его значительно превышал полтонны. В партии было около 700 килограммов героина. К тому же после переправки на Запад стоимость героина резко возрастает. Так, если килограмм этого "зелья" в Сербии стоит 50 тысяч долларов, то в Нью-Йорке – уже полмиллиона долларов.

Министерство внутренних дел Югославии, правда, утверждает, что "товар", найденный в недрах здания, – лишь конфискат, изъятый у наркоторговцев. И что его, как и положено, собирались уничтожить. Но... не успели. А может быть, как считают некоторые югославские чиновники и представители средств массовой информации, и не собирались. Например, такого мнения придерживается и Миро Ничович. "Учитывая размеры партии, гораздо больше оснований считать, что они предназначались для контрабандной отправки на Запад, чем для уничтожения", – считает он.

В принципе, обвинения, выдвинутые в адрес сербских спецслужб и смещенного режима Слободана Милошевича бывшим главой криминальной полиции Белграда Мирко Ничовичем, нешуточные. Подозрения в том, что ближайшее окружение Слободана Милошевича напрямую участвовало в международной наркоторговле, появились давно. В настоящее время некоторые западные державы уже начали расследование возможных каналов, которые использовались режимом экс-президента Югославии для контрабанды наркотиков. В первую очередь на Западе пытаются проверить, какую роль в этом играли югославские дипломатические миссии. Если все эти подозрения подтвердятся, то это может не только привести к международному скандалу, но и надолго испортить отношения Югославии с западными странами. Дело в том, что на сегодняшний день через Югославию проходит один из основных каналов переброски наркотиков в Западную Европу, так называемый "Балканский путь", или "героиновая дорога". Последнее название он получил за огромное количество перевозимого по нему героина – партии наркотиков составляют даже не десятки килограммов, а сотни. До начала войны на Балканах "южный" путь выглядел так: из Афганистана героин отравлялся в Турцию, далее через Болгарию, Македонию, Косово и Албанию попадал в Италию. С началом противостояния сербов и косовских албанцев наркодельцам пришлось несколько пересмотреть маршруты транспортировки. Сейчас "героиновая трасса" проходит через Турцию, Болгарию, а затем – Румынию и Венгрию. Вся эта "большая балканская дорога" контролируется двумя крупнейшими наркосиндикатами – косовским и турецким. О масштабах поставок, идущих по этой наркотрассе, можно судить хотя бы по тому факту, что в текущем году только на одном болгарском КПП в Капитан-Андреево был конфискован 901 килограмм героина.

Справка

Основная часть героина идет из Афганистана. Героин там производится сотнями тысяч тонн – можно сказать, что это национальная политика, существовавшая еще до режима талибов. Выращиванием мака занимаются все, начиная от простых жителей и заканчивая местными правителями. В том числе активное участие в наркоторговле принимает и руководство движения "Талибан*". Деньги, вырученные от продажи наркотиков, являются для талибов* единственным источником финансирования продолжающейся в стране войны. Выращенный на территории Афганистана опий-сырец частично перерабатывается в героин прямо на месте. Так, по словам начальника Центра межведомственного взаимодействия по борьбе с контрабандой наркотиков при Министерстве внутренних дел России Владимира Ибрагимова, в Афганистане за последнюю пару лет было произведено от 32 до 50 тонн героина. Остальная часть опия-сырца отправляется через Казахстан в Россию или через Турцию. Там опий перерабатывается в героин, а дальше поступает по "Балканскому пути" на Запад. Следом за Афганистаном идет его ближайший сосед и соперник по многим вопросам – Пакистан. Ситуация с производством наркотиков здесь обстоит почти так же, как и в Афганистане. Индия и Турция – страны, которые являются основными производителями опиума для фармацевтической промышленности. Однако при этом турецкие торговцы остаются одним из главных поставщиков наркотиков опийного ряда (в первую очередь героина) для "черного рынка". Героин в Турции сегодня производится сотнями тонн. Только во время проведения одной операции в октябре 1999 года турецкие спецслужбы конфисковали тонну героина в приграничной с Ираном провинции Хакяри. Эта партия предназначалась для нелегального вывоза в Европу.

Наряду с традиционными поставщиками "белой смерти" – Афганистаном, Пакистаном, Турцией, – активизировала свою деятельность чеченская наркомафия. В последнее время чеченские наркодельцы налаживают выращивание конопли и опийного мака непосредственно на территории республики. Параллельно они пытались наладить и производство героина. Но на данный момент большинство заводов и лабораторий по производству героина оказались разбомбленными. Не последнюю роль чеченцы также играют и в организации транспортировки наркоты на Запад. Как утверждает шведская газета "Свенска дагбладет", "оборотистые жители свободной Ичкерии с российскими паспортами" наладили поставку наркотиков через "Турецкую республику Северного Кипра". Оттуда наркотики идут в Косово, а затем через Германию – в Швецию и в другие страны Северной Европы.

В этом деле есть и еще один аспект – куда идут деньги от продажи наркотиков, поступающих по "Балканскому пути". По данным газеты "Washington Times", часть этих денег уходит на финансирование террористических организаций. В первую очередь "Армии освобождения Косово" (АОК) – организации, возникшей в 1996 году во время военных действий в Югославии. Согласно документам полицейских подразделений по борьбе с наркотиками пяти стран, АОК числится в списке террористических организаций, занимающихся наркоторговлей. "Косовский" наркосиндикат фактически является одной из побочных организаций "Национального фронта Косова", в который входит и АОК. Именно этот наркосиндикат контролирует добрую половину (если не больше) поставок героина по "Большой Балканской дороге". Деньги, вырученные от продажи героина, синдикат по распоряжению Национального фронта на протяжении нескольких лет направлял на закупку оружия для АОК. По данным полиции Германии, "Армия освобождения Косова" получала от наркоторговцев порядка 1,5 миллиардов долларов в год. Эти деньги "отмывались" через 200 мелких европейских банков. А потом шли на закупку оружия и прочих необходимых для боевиков вещей.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей