Праздника непослушания в Думе не случилось

Своими действиями фракция "Единство" заставила колеблющиеся фракции определиться, ясно и недвусмысленно выразить свою поддержку президенту и правительству

Все хорошее рано или поздно заканчивается. Конечно, последнюю бучу в Думе грех называть чем-то хорошим, однако на фоне праздника всеобщего послушания, наблюдаемого чуть ли не с первых дней работы сего органа власти, упомянутая интрига казалась многим всамделишной. Правда, недолго. "Yтро" уже предполагало, что затея "Единства" с присоединением к вотуму недоверия окончится пшиком. Так оно и случилось, хотя непредсказуемым такой финал назвать было нельзя. Вызывало интерес другое: в какой формулировке "медведи" возвернут свои слова обратно. Предполагали, что объявят свободное голосование. Не тут-то было: дисциплиной жертвовать не стали. Вчерашнее совещание фракции представляло собой мозговой штурм по выходу из деликатной ситуации. Присутствие на совещании представителя президентской администрации Владислава Суркова показало, что собственных силенок "Единству" на штурм не хватило.

Придумка вышла славная: голосовать не будем вовсе. Отличники по истории должны помнить знаменитую формулу Льва Троцкого: "Ни войны, ни мира!". То бишь мы настолько плюем на все ваши угрозы, настолько плюем, что даже слюну тратить не будем.

Ход получился неожиданным, хотя и не элегантным. Впрочем, худой "откат" все лучше для партии власти, чем ничего. Попытка задним числом объяснить, с чего это "Единство" с таким упорством создало препятствие, которое сейчас само же вынуждено героически преодолевать, выглядела также не ахти какой достоверной. Аргументация "медведей" сводится к нескольким постулатам. Во-первых, "коммунисты обезоружены". Далее, Грызлов почему-то связывает вконец беззащитных последователей Зюганова с судьбой запланированных президентом и правительством законопроектов, ждущих своей очереди на внесение в Думу. "Любые последующие попытки коммунистов угрожать правительству вотумом недоверия будут уже откровенным фарсом", – присовокупляет глава "Единства". Отчего коммунисты теперь обезоружены, понятнее, тем не менее, не стало. Ошеломлены эквилибристикой коллег по Думе? Наверное, но и не только они. Стоит напомнить, что коммунисты с самого начала всерьез и не планировали валить правительство, а своим вотумом устрашения всего лишь решали свои пиаровские задачи. Скорее напротив, телодвижения "Единства" лишь оттенили в глазах коммунистического электората тяжеловесность КПРФ, да и других фракций (за исключением продолжающей проституировать ЛДПР), придерживавшихся "своей игры" до конца.

Аргумент второй. Своими действиями фракция "Единство" заставила колеблющиеся фракции определиться, ясно и недвусмысленно выразить свою поддержку президенту и правительству. Прозрачный намек на СПС, который действительно позволил себе на ранней стадии обсуждения вопроса колебаться по вопросу о поддержке правительства. Однако колебания СПС были мнимые. Фракция, пуповиной связанная с Чубайсом и Кириенко, в конечном счете никогда не поставила бы вопрос ребром, даже с целью пощекотать кому-то нервы. Правда, сам Грызлов вместе с СПС упоминает "Яблоко" (вот силу-то какую переломили) и ОВР. Но и с этой стороны опять неувязочка. ОВР, конечно, правительству время от времени козью морду делает, но все же не всегда, и, что важнее, в соответствии с конъюнктурным раскладом. Например, в истории со знаменитым заворотом сотой статьи о приватизации предприятий "Отечество" было заводилой противления, но "нет" сказали не только они, а ни много ни мало 295 депутатов, т.е. подавляющие большинство Думы. Были там и члены "Единства", так что сегодня "медведи", уж коли припоминать старое, могли бы высечь и самих себя. Овээровцы же, предводимые многоопытным Примаковым, так же как и СПС (хотя и по другим причинам) не стали бы валить правительство: политический кризис в любой форме им ни к чему. Кроме того, перечисляя всех, кто в той или иной степени лупил правительство, Грызлов оказывает последнему воистину медвежью услугу, косвенно подтверждая фактическое, лишенное политиканской мишуры недовольство депутатов почти всех фракций Думы кабинетом Касьянова.

Наконец, аргумент третий: встречная инициатива "Единства" не позволила фракции КПРФ захватить информационное и политическое поле, пропагандируя вотум недоверия правительству. В этом постулате зерно истины есть. Действительно, заявления "Единства" просто перебили своей алогичностью вполне ясные, с политической точки зрения, действия коммунистов, и добрую неделю разговоры были только что о Грызлове со товарищи. Однако, признавая справедливость данного аргумента, оправдать им все произошедшее – все равно, что стрелять пушкой по воробьям. Утверждение "Мы угрожали повалить правительство или разогнать Думу для того, чтобы коммунисты лишились возможности потребовать того же" выглядят смешно и глупо. Вряд ли Грызлов этого не понимает, но лимит времени, отведенный на принятие окончательного решения, дает о себе знать. В спешке умные мысли и правильные слова редко приходят…

Что в остатке, или, правильнее было бы сказать, в осадке. "Единство", да простят меня читатели за непечатный жаргон, просто опустило Думу, накрыв фарсом происходящего весь зал пленарных заседаний. О репутации самой фракции говорить не приходится – тут и так все ясно, еще долго пальцем будут показывать. Осмеяна вся Дума, поневоле втянувшаяся в бездарную закулису. Всяк теперь вправе сказать, что депутаты не делом занимаются, а политическим блудом, не понятным ни обществу, ни самим депутатам, разве что "избранным". О том, как следует относиться к такой Думе, по сути определился сам виновник происходящего, премьер Касьянов, заявивший, что в связи с плотным графиком работы в нижнюю палату парламента сегодня заходить не намерен. И то правильно: очень трудно правильно вести себя в обществе джентльменов, чье слово, хоть и воробей, но мало что значит.

Выбор читателей