В Канаде запрещают мобильники

Каждый из нас может припомнить случай, когда на концерте или спектакле в театре у кого-то начинал звонить сотовый телефон. И, что самое печальное, человек доставал свою трубку и начинал беззастенчиво трепаться... Что ж, в Канаде эту проблему решили просто – там ставят глушители

В нашей стране любое посягательство на права владельцев сотовых телефонов почему-то воспринимается в штыки. Что довольно странно, поскольку если в кино какой-то зритель начнет переговариваться с соседом, его непременно заставят замолчать, но если он разговаривает по телефону, то вряд ли. Похоже, считается, что право человека на экстренное получение информации стало настолько незыблемым, что покушаться на него просто немыслимо. Даже в том случае, когда это наносит весьма ощутимый вред окружающим. Ну и что? Ведь главное – постоянно находиться на связи, не так ли?

Те слова, которые у нас неуверенно говорятся о необходимости введения сотового этикета, который является столь же неотъемлемой нормой поведения в обществе, как и категорическая невозможность жрать в зрительном зале, – это, скорее, глас вопиющего в пустыне. Кому не доводилось сталкиваться с ситуацией, когда у соседа начинал звонить телефон и тот, вместо того чтобы извиниться и немедленно его выключить, начинал разговаривать? К глубокому сожалению, у нас на это смотрят сквозь пальцы. Тогда как следовало бы ввести огромный штраф или несколько месяцев тюрьмы.

Нечто подобное происходит сейчас в Канаде. Конечно, до предложенных крайностей там никто не дошел. Однако проблему использования телефонов в общественных местах предложили решить разом – попросту установить глушители, делающие невозможным разговор по мобильнику в театрах, библиотеках, ресторанах и прочих общественных местах. Поскольку там это стало настоящим бичом: сейчас в Канаде насчитывается свыше восьми миллионов пользователей сотовой сети, что на 27% больше, чем год назад. А к концу 2001 г. количество владельцев аппаратов увеличится еще как минимум на 25-30%. Это катастрофа, поскольку скорость распространения телефонов даже отдаленно не может сравниться с ростом осознания того, что их использование должно быть подчинено определенным правилам.

Конечно, никто не отрицает личной свободы каждого человека. Однако кто возьмется поспорить с тем, что водитель, разговаривающий по мобильнику, может быть опасен окружающим? Имеет ли он право потенциально ставить свою свободу выше жизни других людей? Думается, ответ очевиден. Именно поэтому во всех развитых странах переговоры по сотовому телефону за рулем категорически запрещены. За это наказывают. Однако по какому-то совершенно непонятному стечению обстоятельств в тех же театрах можно разговаривать по мобильнику совершенно безнаказанно, если не считать наказанием немой укор в глазах людей, которых вы уже никогда, возможно, больше и не увидите...

Все это весьма и весьма прискорбно. Но самое чудовищное, что все вышесказанное в определенной мере относится и к такой цивилизованной стране, как Канада. Стоило правительству выдвинуть постулат о возможном блокировании сотовых телефонов, как активисты-правозащитники от сотовых сетей выступили с протестом, аргументируя его тем, что за год по телефону 911 (служба спасения) поступает три миллиона звонков. Спрашивается, как же быть, если кому-то вдруг станет плохо?

Нелепость подобных возражений очевидна. Обычный телефон в общественном месте найдется, и в случае чего им вполне можно воспользоваться. Но как быть в том случае, когда дорога каждая секунда? Да, в таком случае сотовый телефон и вправду может оказаться весьма кстати. Но вся суть проблемы в том, что владельцы мобильников используют свои трубки, буквально убивая этим окружающих, вовсе не для вызова экстренной помощи. Как иначе, кроме, может, слишком радикальных действий, заставить всех этих жалких убогих людишек, плюющих на окружающих, не говорить, КОГДА НЕЛЬЗЯ?

К сожалению, вопрос остается без ответа. И вряд ли стоит надеяться на то, что культура общения со временем сформируется и станет привычной каждому. Много вы вообще видели культурных людей? Их гораздо меньше, чем хотелось бы.

Выбор читателей