Домохозяйки - в очередь, домушники - в окно

До боли знакомое россиянам по недавнему советскому прошлому объявление "Больше одного в одни руки не давать!" теперь хорошо знают и в Японии. С раннего Yтра выстраиваются в длинные очереди перед выездными овощными лавками местные домохозяйки

Вместо предисловия.

Решили как-то Социализм, Коммунизм и Капитализм хлопнуть по рюмашке. Отправили в магазин за выпивкой и закуской Социализм. Ждут час, два, три... Прибегает посланец и объясняет свое столь долгое отсутствие: "Пришел я в магазин, а там очередь за колбасой".
Капитализм: "А что такое очередь?"
Коммунизм: "А что такое колбаса?"

До боли знакомое россиянам по недавнему советскому прошлому объявление "Больше одного в одни руки не давать!" теперь хорошо знают и в Японии.

По поводу безудержного падения потребительских цен и надвигающейся дефляции бьют тревогу политики и ученые мужи, а японские домохозяйки с шести Yтра выстраиваются в длинные очереди перед выездными овощными лавками, напоминающими российские рынки, чтобы купить подешевле огурцы, помидоры и другую зелень, которая достается далеко не всем.

Не изучая исторический опыт бывшего СССР, японцы стихийно пришли к выводу, что дешевый товар нужно продавать "в одни руки" в ограниченных количествах, так, чтобы он достался как можно большему числу покупателей. Чисто по-японски общества потребителей централизованно обратились с такой просьбой к ассоциациям торговых компаний - и договорились.

Подобная ситуация, судя по официальной статистике, возникнуть в Японии никак не могла - цены на товары и услуги быстро падают, заставляя экспертов с тревогой говорить о наступлении страшной дефляции. В Токио, например, потребительские цены за прошлый год снизились более чем на 1%, что экономисты называют "самым значительным их обвалом начиная с 1971 года".

В феврале 2001 г. в стране зарегистрировано 1448 предприятий-банкротов, что на 6,6% больше уровня января. Среди предприятий-банкротов Японии - фирмы, активы которых превышают 10 млрд иен. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится в связи с падением биржевых показателей.

Между тем, граждане, относящиеся по своим доходам к категории самых, что ни на есть средних слоев населения, говорят, что "вся эта статистика - сплошное надувательство". Выражая таким образом свое отношение к официальным данным. По словам 43-летнего жителя японской столицы, цены на многие товары действительно падают, но - в первую очередь на технику, высококачественную одежду и другие подобные товары, которые люди не покупают каждый день или хотя бы каждую неделю. А вот продукты питания, по его мнению, подорожали за последние два года примерно на 15-20 процентов.

Рынок моментально отреагировал на дороговизну: появились выездные лавки, где продают дешевые продукты, но товары там расходятся настолько быстро, что к 9-10 Yтра уже вся торговля заканчивается, даже если продавец придерживается принципа "один кочан - в одни руки".

Усугубляется рост цен на товары первой необходимости еще и тем, что в условиях затянувшегося экономического спада у людей заметно сокращаются реальные доходы, и потребители все туже затягивают пояса. Именно поэтому в последнее время в Японии безумно популярными стали магазины товаров повседневного спроса "100 иен", где абсолютно все товары продаются за такую сумму. Ведро, тетрадь, майка, ручка, стиральный порошок - все по 100 иен (примерно $0,8). Все это очень напоминает появившиеся не так давно и у нас "магазины одной цены". И никого не смущает, что почти все товары в таких "шопах" - китайского производства и довольно низкого качества. Главное - дешево.

По той же причине резко возросла в последнее время популярность магазинов сети "Кодзима", в которых продается дешевая, но немного устаревшая или простоватая бытовая техника. "Мне не нужен супермодный телевизор или "говорящий" холодильник, которым можно управлять по Интернету, мне нужна простая, добротная и дешевая техника", - говорят сейчас японцы.

Однако воры-домушники наверняка считают наоборот. За последние три года из домов японцев они украли товаров на сумму в 20 млрд иен ($170 млн). По данным полиции, в основном этим доходным "бизнесом" занимаются международные преступные группировки, состоящие из японских и китайских "специалистов" по домашним кражам.

Деятельность их настолько активна, что в последнее время в стране стали крайне популярными специализированные магазины, торгующие "хитрыми" замками с шифром, супернадежными сигнализациями и другими приспособлениями, призванными помочь японцам защитить свой дом от непрошеных "гостей".

Обычной деталью городского пейзажа становятся камеры скрытого наблюдения, которые не так давно "украшали" исключительно фасады крупных компаний, в основном банков.

Украденные из японских домов и квартир вещи, по сведениям полиции, в основном нелегально вывозятся в соседние страны, где их с выгодой реализуют на "черном рынке".

Выбор читателей