Искусство жить в настоящем

Если вы представляете время как бесконечную телеграфную ленту, тянущуюся мимо вас слева направо, от одной невидимой точки к другой, то какую часть этой ленты вы назовете "прошлым", какую "настоящим и "будущим"? Интересно, как вы изобразите границы между ними?

Каково ваше представление о времени? Может быть, вы мыслите его как бесконечную телеграфную ленту, тянущуюся мимо вас слева направо, от одной невидимой точки к другой? Если так, то какую часть этой ленты вы назовете "прошлым", какую "настоящим и "будущим"? Интересно, как вы изобразите границы между ними?

Для большинства людей западной культуры характерен именно такой графический образ времени; оно кажется им непрерывным потоком, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее представляется не менее реальным, чем настоящее.

Но что если попробовать взглянуть на время с другой точки зрения? Что вы делаете сейчас, когда читаете эту статью? Что вы сознаете прямо сейчас: компьютер… буквы … мышь… ваша поза… звуки, которые вы слышите… Все это – ваши "сознавания", и чем вы внимательнее к ним, тем полнее ваше присутствие в настоящем.

Психологи выделили три типа "сознавания":

Поток мыслей, или умственная болтовня. Это размышления, планирование, запоминания, анализ, прогнозирование, то есть все то, чем большей частью занята ваша голова в течение дня.

Чувственное сознавание – это фиксация любой информации, поступающей извне через зрение, слух, обоняние и вкус. Например, сейчас я осознаю стук клавиатуры, звуки из работающего телевизора. Я чувствую, как кот трется об ноги, а вот только что завыла сигнализация соседской машины, стоящей под окном.

Телесное сознавание – это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от мышц, сухожилий, желудка, кишечника, половых органов и т.д. Удобная или неудобная поза, ощущение голода или сытости, ощущения от обуви, температура воздуха…

А теперь вам предлагается упражнение на чувственное сознавание.

Это упражнение выполняют с закрытыми глазами. Хорошо, если кто-то поможет вам, медленно читая текст вслух и делая паузы в местах многоточий. Если такой возможности нет, можно записать инструкцию на магнитофон. На это упражнение вам понадобится тридцать минут:

Оглянитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в ваше поле зрения. Какова ее форма, фактура, какого она цвета, как освещена, как падают тени… Обратите внимание на сочетание различных форм… Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи ("Вот зеленый стул, вот лампа, а вот фотография"), то вы на ложном пути.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий… Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: "Картина висит криво" или "Вентилятор пыльный"? Если да, то вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете, вместо того чтобы просто смотреть. Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд, выберите какой-нибудь предмет или мелкую деталь большого – например, ворсинку ковра или фрагмент обоев, задержите взор… Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?

Теперь закройте глаза. Что вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения, прислушайтесь… Что вы слышите? Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных образах, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания. Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, которые только можете разобрать, вплоть до самых слабых. Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забытья… сознание постепенно возвращается к вам… Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь – в городе или в деревне? в помещении или на улице? Присутствует ли кто-то еще рядом с вами, или вы в одиночестве? Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним слуховым ощущениям?

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, сосредоточьтесь на обонянии… Запах воздуха… Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать свою собственную руку? Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать, запах вашей одежды, подмышек… Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас… О чем они вам говорят: вот ковер – давно ли его выбивали? Сумка – из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, печенье, апельсиновую дольку… Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус? Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений. Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку…

А теперь откройте глаза… Что вы видите?

Если вам удастся постичь искусство самонаблюдения, то большую часть времени вы будете жить в настоящем. Ведь только в настоящем можно быть по-настоящему счастливым. Ни светлые воспоминания, ни мечты о будущем не заменят очарования каждого конкретного момента вашей жизни, прожитого в настоящем, здесь и теперь. И неважно, чем вы при этом занимаетесь: едете в метро, любуетесь закатом, погружены в работу или моете посуду.

Помните песню из фильма "Земля Санникова"?

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим –
Именно он называется жизнь.

Выбор читателей