Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Историю этого детища следует начать с того, что Европейскому союзу предстоит значительное пополнение: где-то начиная с 2003 года в него войдут страны бывшего соцлагеря из Центральной и Восточной Европы, числом никак не менее 10, а также Кипр и Мальта. Таким образом, состав ЕС увеличится почти вдвое. Это, безусловно, большая любовь: по словам премьер-министра Швеции, страны-председателя в ЕС в текущем полугодии, Евросоюз не только увеличится географически – он обогатится ресурсами, влиянием и гражданами. Одним словом, расширение как нельзя более способствует превращению ЕС в один из важнейших полюсов многополярного мира.
Но проблема заключается в том, что даже нынешний ЕС, состоящий из 15 стран, представляет собой достаточно рыхлое и неорганизованное объединение (учитывая достигнутый уровень интеграции). Основные его механизмы и процедуры были разработаны почти полвека назад для сообщества из шести западноевропейских государств с примерно одинаковым уровнем развития. Сейчас этот "движок" уже не справляется с обилием разногласий и противоречивостью интересов пятнадцати. Его периодически "перебирают", дополняют различными деталями, но от этого он становится все более громоздким, а КПД увеличивается едва-едва.
Необходимость существенной институциональной реформы была осознана со всей остротой сразу же, как только стала очевидной перспектива расширения Союза за счет стран ЦВЕ. Суть реформы также вырисовывалась вполне четко – усилить наднациональные, обязывающие элементы механизма ЕС, поскольку согласовывать интересы экономически и социально разнящихся стран возможно только методом принуждения подчиняться решениям большинства. Консенсус, изначально доминировавший в системе принятия решений ЕС, следовало ужать и оставить только для вопросов эпохального масштаба. Однако реформа долгое время буксовала. Ее осуществление связывали с Амстердамским договором 1997 года, но он не оправдал ожиданий: принятые тогда решения нельзя было назвать даже половинчатыми. Основные преобразования раз за разом откладывались.
И вот настало время, когда откладывать далее стало невозможно: страны-претенденты теряют терпение и энтузиазм, а становление политического и валютного союза требует оперативности и единодушия в проводимой политике. Кроме того, в договорном закреплении нуждается давно созревшая идея создания европейских вооруженных сил. Итак, хватит откладывать – пора высиживать!
Высиживали новый союзный договор в Ницце в декабре 2000 года 5 дней (и ночей). Сказать, что он рождался в муках, – значит не сказать почти ничего. Работа шла круглосуточно, окончательные решения принимались в последнюю ночь и были едва запротоколированы. Потом потребовалось три месяца, чтобы разобраться, о чем же, собственно, договорились, и подготовить текст договора к подписанию.
Таким образом, институциональные препятствия для расширения в целом устранены. Однако достигнутыми параметрами никто не доволен. Энтузиасты интеграции, желавшие подписать в Ницце ни много ни мало федеративную конституцию, приуныли. Малые страны ЕС назвали новый договор "институциональным путчем" своих крупных соседей: фокус в том, что даже объединив голоса, малые страны не наберут теперь большинства в 62%, необходимого для принятия решения. Крупные страны, в свою очередь, остались недовольны тем, что принцип пропорциональности (голосов и населения) реализован только отчасти.
В общем, плод получился неказистым и невыразительным, хотя все участники его рождения были полны энтузиазма и решимости. В чем же дело? Прав, очевидно, французский политолог Д. Мойси, утверждая, что в Ницце имел место триумф межправительственной Европы. Перед лицом проблем, связанных с расширением Союза, у его нынешних членов произошло некое прозрение относительно значимости собственных национальных интересов и суверенитета. Действительно, одно дело – поступиться своим суверенитетом в пользу сообщества близких и состоятельных родственников, и совершенно другое – включить в эту семью более отдаленных, да еще и, мягко говоря, небогатых единомышленников. Все разговоры о европейском единстве как-то сразу отошли в сторону: каждый член семьи зубами тянул на себя одеяло, рассматривая предстоящие проблемы общего дома относительно того, как они могут отразиться на его комнате.
В принципе, в Ницце был достигнут компромисс национальных интересов стран-членов, вполне достаточный, чтобы система в целом могла работать. Но о кардинальном решении общеевропейских проблем при таком подходе речи идти не может: национальным правительствам необходимо подняться в дискуссии на иной уровень интересов и аргументов – уровень единой Европы, – что пока им, очевидно, не под силу. За это участники саммита заслужили справедливый упрек "ветерана интеграции" Жака Делора: "Саммит в Ницце показал, насколько беспомощны ведущие европейские политики". И для Европейского союза, увы, пока более всего подходит термин "конгломерат государств".
Однако тот факт, что бразды правления Евросоюзом остались в руках крупных государств, внушает определенный оптимизм. Если при этом сохранится слаженность в тандеме Франция – Германия, то федеративное будущее ЕС "имеет шанс быть". Свою лепту сюда внесут, очевидно, и страны ЦВЕ, которым нечего терять, кроме своего суверенитета. К федеративным основам подталкивает ЕС и закрепление в Договоре идеи создания европейских вооруженных сил (корпуса быстрого реагирования). В общем, Договор Ниццы еще может обнаружить скрытые таланты.
Судно моментально ушло под воду