Депутаты сокращаются без энтузиазма

Уже в начале апреля нижнюю палату парламента ожидает очередное потрясение – реструктуризация, или, говоря проще, перераспределение руководящих портфелей

Уже в начале апреля нижнюю палату парламента ожидает очередное потрясение – реструктуризация, или, говоря проще, перераспределение руководящих портфелей. Как заявил в конце прошлой недели руководитель "Народного депутата" Геннадий Райков, его группа готовит проект соответствующего постановления "для того, чтобы улучшать собственную работу". Улучшать будет предложено в основном за счет перераспределения руководящих должностей. Этот документ "нардепы" обещают вынести на суд коллег уже через считанные недели.

Идея с перераспределением портфелей председателей думских комитетов родилась накануне заявления коммунистов о сборе подписей за вынесение вотума недоверия кабинету. И происходила из Кремля, о чем и сообщил в свое время "высокопоставленный источник" в президентской администрации. Тогда казалось, что она носит чисто превентивный характер и имеет своей целью пугануть левых и заставить их "по-хорошему" отказаться от правительственного импичмента. Однако эта цель так и не была достигнута, и в дело были брошены новые силы – думские "медведи" с оригинальной идеей по поддержке вотума с выходом на новые выборы. Это также рассматривалось как своеобразная "акция устрашения" коммунистов. Что было даже весьма прямолинейно и публично озвучено "Единством": "Популистические методы коммунистов просто пора уже прекращать, народ устал от них" (Галина Стрельченко); "Тактика политического шантажа и политических демаршей уже закончилась" (Олег Ковалев); "Мы готовы использовать технический или технологический прием, который приведет к роспуску Думы, к последующим выборам" (Владислав Резник). Не помогло и это. Дебаты по вотуму все же состоялись, хотя, как и предполагалось заранее, безрезультатно. Но коммунистов, руководители которых, по словам "нардеповского" лидера, "потеряли ориентацию в пространстве", все-таки решили поставить на место.

Впрочем, теперь предлагается два объяснения такому раскачиванию думской лодки. Во-первых, дескать, 28 существующих сегодня комитетов – явный перебор, и комитеты эти во многом дублируют друг друга. А во-вторых, как оказалось, некоторые их председатели не справляются со своими обязанностями. Как пояснил инициатор вопроса Геннадий Райков, "может быть, отдельные комитеты возглавляются лицами, которые могут и не возглавлять комитеты". При этом "слабые" руководители не озвучиваются. Но в различных контекстах уже упоминаются, например, Сергей Глазьев и Юрий Маслюков. К слову, и тот и другой – весьма именитые экономисты, бывшие к тому же в различных составах российских правительств.

Ну, а разговоры об оптимальном количестве комитетов ведутся еще со времен образования нынешней Думы. Тогда парламентарии начинали работу с неумолимого желания сократить число комитетов, существовавших у их предшественников. В итоге длительной внутренней борьбы, именуемой в кулуарах консультациями, и небезызвестного альянса левых с "медведями" и "нардепами" количество руководящих портфелей даже превзошло вторую Думу. Сейчас тема возникла вновь. Геннадий Райков говорит о 16-ти, максимум 18-ти необходимых комитетах. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский (как обычно, согласный со всеми инициативами, исходящими из Кремля) идет даже дальше. Он предлагает не только сократить комитеты и отобрать у коммунистов руководящие портфели, но и сократить думский аппарат и переизбрать главу нижней палаты Геннадия Селезнева. Впрочем, последнее предложение, скорее всего, самостоятельное творчество Жириновского. Тот же Райков считает, что трогать думского председателя не надо, потому что он всегда стоит вне фракций и групп, тем более что он не голосовал за вотум. "Это правильное поведение", – одобряет своего думского начальника главный "народный депутат". И на всякий случай прибавляет: "Если поведение будет и дальше такое же, то какой смысл менять спикера?".

Впрочем, Геннадий Райков говорит не только о сроках внесения проекта постановления о перераспределении портфелей, но и выражает полную уверенность, что структурная перестройка Думы произойдет уже к концу весенней сессии. Вместе с тем он не раскрывает нюансов документа, а ограничивается лишь общими фразами, типа "надо посмотреть собственную работу: это ведь аппарат, деньги и т.д." .

Однако с затеянным сокращением штатов в самой палате согласны далеко не все. Сам председатель Госдумы Геннадий Селезнев на днях заметил, что коней на переправе не меняют и он "противник всех реорганизаций по ходу работы Думы". Не поддерживают этого, естественно, коммунисты и аграрии. Но, что интересно, резко против таких потрясений, например, зампред палаты от "Яблока" Владимир Лукин: "Я – противник того, чтобы в связи с такими немножко кухонными ссорами и обидами постоянно перераспределять портфели и наказывать друг друга таким примитивным образом, очень похожим на ссору в коммунальной квартире". Замруководителя фракции ОВР Вячеслав Володин также весьма настороженно отнесся к такой инициативе, заявив: "Будем думать".

И это несмотря на то, что и "Яблоко", и ОВР были сильно обижены и обделены при дележе думских портфелей год назад. Причем "яблочники" остались вообще без таковых, а ОВРагу достался лишь незначительный комитет по делам СНГ.

Пока никакой конкретной позиции по этому вопросу не имеет и "Единство". Первый зампред палаты Любовь Слиска считает, что время для такой перестановки пока не подошло. А один из предвыборной тройки "медведей", глава Комитета по безопасности Александр Гуров, даже недоумевает: "Что это значит – слабый председатель комитета? Надо смотреть по выходу продукции". В свою очередь лидер думских аграриев Николай Харитонов предложил инициаторам подобных шагов назвать хотя бы один пример, когда комитеты, контролируемые КПРФ и Агропромышленной группой, "что-то делают во вред своей стране". И уверено отрезал: "Такого факта нет ни одного".

Конечно, если поискать, то найти можно даже черную кошку в темной комнате. Даже если ее там и нет. Главное, чтобы в запасе была пара-тройка различных технических (или технологических?) приемов политического пиара.

Выбор читателей