Земля становится тверже

Вчера Дума сделала еще один шаг в земельном вопросе: землей уже можно владеть, пользоваться и распоряжаться, но приватизировать или продавать пока нельзя

Павел Крашенинников
Государственная власть не бывает идеальной по определению, а особенно, если она всерьез берется за реформы. Впрочем, это естественно: на всех не угодишь. Споры, дискуссии, критика, обиды неизбежны. Как неизбежны и ошибки. Но есть одна, которую не прощают ни сторонники, ни противники реформ. Эта ошибка называется "непоследовательность". За это в свое время "били" и "завлабов", и "младореформаторов". По большому счету, именно из-за этой ошибки в России были провалены экономические реформы 90-х годов.

Как говорится, "нонеча – это вам не давеча". Нынешняя путинская власть, конечно, не то, что ельцинское "семейное" болото, но и она не свободна от недостатков. Однако ее вряд ли можно упрекнуть в непоследовательности. Визитная карточка и главное отличие правления Путина – сокращенный до минимума разрыв между словами и делами. Другое дело, что это не всегда получается, но стремление налицо.

Иллюстрацией данного тезиса может служить последовательное продавливание через Государственную Думу решения, пожалуй, самого сложного и болезненного вопроса экономических реформ – земельного. Как известно, в первом чтении законопроект, регулирующий права собственности на землю, был принят 25 января этого года, но камнем преткновения стало регулирование сделок с сельскохозяйственными угодьями. Возникла реальная опасность вновь политизировать и идеологизировать вопрос, свести все к конфронтации и спорам, в конечном счете, провалить или существенно затормозить реформу.

Но традиционного сценария удалось избежать. В законопроект ко второму чтению были внесены поправки, суть которых сводилась к тому, что вызывавшая наиболее острые споры статья Гражданского кодекса о сделках с землями сельскохозяйственного назначения будет введена в действие только после принятия Земельного кодекса и закона об обороте земель. После этого стало возможным ввести в действие часть Гражданского кодекса, касающуюся вопросов совершенствования правового регулирования сделок с земельными участками.

По словам автора законопроекта, председателя Комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, данный документ устанавливает режим, связанный с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, но не регулирует ни приватизацию земли, ни ее куплю-продажу. Речь идет лишь о праве бессрочного пользования и пожизненного владения земельными участками, а также об ответственности за использование земель не по назначению.

Можно ли это считать победой? Безусловно, поскольку деполитизация данного вопроса, пусть даже частичная, дает надежду на конструктивное его решение в будущем.

В результате 17 глава Гражданского кодекса, закладывающая основу для рыночного оборота земель, была проголосована за пятнадцать минут сразу во втором и третьем чтениях. "За" проголосовали 252 депутата при необходимых 226 голосах, "против" - 123 депутата, воздержавшихся не было. Таким образом, Дума официально признала право собственности на землю, но это только начало пути. Главные дискуссии еще впереди.

Выбор читателей