Поможет ли "чертова дюжина" собрать налоги?

Достигнет ли решение о введении "плоской" 13%-ной шкалы подоходного налога целей, поставленных его авторами? Станут ли россияне более честными перед лицом своего государства?

Любой акт государственной политики можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: государства (преследующего в нем свои цели) и общества (вынужденного этот акт как-то воспринять). Попробуем рассмотреть с этих двух позиций акт замены с 1 января 2001 года прогрессирующего подоходного налога в России налогом на доходы физических лиц с единой ставкой в 13%.

Цели государства ясны: оно хочет вывести из тени ту значительную часть экономики, которая работает себе там, различными способами уклоняясь от налогообложения, и не приносит (или почти не приносит) казне доходов. Снизив ставку налога и сделав ее независимой от размера доходов предпринимателя, государство рассчитывает, что тот сочтет более выгодным легализовать свой бизнес, нежели сэкономить 13% дохода. Кроме того, ожидается возвращение сбежавшего из-за высоких налогов за кордон капитала. Вообще, "теоретики" связывают с введением низкой и плоской ставки большие надежды: Егор Гайдар называет этот шаг в числе "глубоких структурных преобразований", призванных обеспечить не только фискальный интерес, но и привлечение иностранных инвесторов. Кириенко уверяет, что во время его работы в коммерческих структурах 13-процентный подоходный налог казался ему сказкой. Насколько все эти надежды теперь оправдаются – покажет время. Министерство налогов и сборов пока не готово ответить на вопрос: возросли ли поступления в казну от подоходного налога и насколько. Оно представит соответствующую статистику только по завершении первого квартала текущего года.

Что же касается общества (куда относятся, соответственно, и те же предприниматели), то ему остается только просчитать все плюсы и минусы новой системы налогообложения и в той или иной степени откликнуться на "добрую волю" государства.

С населением все понятно: кто получал мало, тот будет платить почти столько же, сколько и раньше (1% можно простить); кто получал много, будет платить меньше (тем же, кто получает зарплату "черным налом", суетиться смысла нет – только своего работодателя заложишь). Подача декларации станет не только обязанностью, но и необходимостью для тех, кто рассчитывает получить какие-нибудь налоговые льготы (на обучение, на лечение, на строительство жилища), поскольку льготы теперь можно будет оформить, представив налоговым органам, вместе с декларацией доходов, соответствующие справки, чеки и т.п. В принципе, это распространенная в мире практика, с одной лишь поправкой – на российские особенности (дураков и дороги). Так, по расчетам МНС РФ, число поданных деклараций в 2001 году увеличится по сравнению с предыдущим годом в 3-3,5 раза, а вот как справятся с таким объемом бумаг и без того перегруженные налоговые инспекции – пока остается загадкой даже для них самих.

Но если простому гражданину налоговая реформа грозит, в основном, удлинением очередей в налоговой инспекции, то предпринимателям впору серьезно задуматься. Легализовать доходы за 13% – оно, конечно, неплохо, да ведь если бы этим подоходным налогом ограничивались все государственные поборы! В общей массе сборов и отчислений снижение этого налога выглядит далеко не так убедительно. А легализоваться – значит платить по всему списку. Об этом давно говорят. Бюро экономического анализа даже просчитало, что для эффекта повышения собираемости налога необходимо снижение его ставки до 6-7%. Это во-первых. А во-вторых, где гарантия, что данное нововведение – не ловушка для доверчивого бизнесмена? Рассчитаешь – вроде выгодно, обозначишь свои доходы, а государство возьмет да и передумает: повысит ставки. Для нашей страны такие трюки не в новинку.

Но тут слово берет президент: "Россияне должны почувствовать 13-процентный подоходный налог", "Это – всерьез и на годы вперед". При этом подчеркивается, что российская ставка подоходного налога – одна из самых низких в мире: "Государство пошло навстречу предпринимательскому сообществу и теперь ждет от него отдачи". Получается, что оно, то есть государство, вроде, ждет и гарантирует на самом высоком уровне.

А если взглянуть чуть пониже? Уже на уровне вице-премьера И. Клебанова, было дело, прозвучала неуверенность в том, что 13% – это надолго. И Герман Греф, поначалу казавшийся оплотом незыблемости этих самых 13 процентов, на вопрос, что будет, если финансовая ситуация существенно ухудшится, как-то ответил, что все, дескать, будет зависеть от стабильности фискальных поступлений. Так что предпринимателям есть над чем задуматься: цены на нефть как-никак упали, бюджет с января сводится с дефицитом – того и гляди упомянутая стабильность прахом пойдет.

А тут еще западные аналитики смущают: если, говорят, президент слишком часто гарантирует стабильность налоговых ставок – это верный признак того, что их скоро повысят. Буша-старшего в пример приводят: тот тоже обещал ставки сохранить, а потом взял и поднял. Так что не спешат предприниматели выходить из тени и выносить на свет зарплаты своих работников.

Что же выходит? Обществу не стоит поддаваться на заманчивые предложения со стороны государства? Выходит, так. Но надо учитывать вот какое обстоятельство. Да, для российской казны наступили, действительно, не самые лучшие времена. Однако следует учесть, что как бы ни заманчиво было для государства пополнить свои финансы за счет очередной неожиданной манипуляции над доходами общества, большого эффекта это не даст. Ведь в 2000 году, еще до снижения ставки подоходного налога, поступления от него составляли в консолидированном бюджете страны ту же чертову дюжину – всего 13%. И если теперь, после понижения, ставка будет вновь повышена, то количество уклонений возрастет, и в итоге объем поступлений от этого налога может даже сократиться. Одним словом, бюджетные проблемы внезапным повышением ставки подоходного налога не решить. Основу бюджетных доходов в РФ составляют НДС и налог на прибыль предприятий, а основными налогоплательщиками являются "хозяйствующие субъекты". Так что физическим лицам чрезмерно опасаться не стоит: в крайнем случае, сработает закон больших чисел, и повышение налогов придется на предприятия. А кроме того, до конца текущего года ставка просто обязана остаться на уровне 13%, поскольку в течение налогового года ухудшать положение налогоплательщика запрещено Конституцией (статья 57). Если до конца года не будет принят и опубликован какой-либо нормативный акт, изменяющий ситуацию, то ставка сохранится и на следующий год. А два года – уже стабильность. Хотя всякое может статься – дюжина-то чертова!

Выбор читателей