Сеть и ловцы человеков

Интернет такое же поле миссионерской деятельности для любой религии, как и реальный мир

Когда Христос призывал братьев Симона (Петра) и Андрея бросить свои рыболовецкие сети и пойти "ловить человеков", он, конечно, не думал об интернете. Но, тем не менее, современная церковь, следуя заветам Христа, должна "ловить человеков" везде, где это только возможно, используя любые способы и пути, чтобы "нести Слово Божие". Тут можно вспомнить еще одну цитату из Библии: "Он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному" (Лк. 21:35), в которой при желании можно тоже усмотреть косвенное указание на интернет.

Интернет, мир виртуальный – такое же поле миссионерской деятельности для любой религии, как и мир реальный. Поэтому, несмотря на достаточно осторожное отношение церкви к новым технологиям, интернет постепенно становится такой же неотъемлемой частью церковной жизни, как и любые другие средства массовой информации. Сейчас уже никого не удивишь церковными газетами, передачами на радио и телевидении.

В Рунете на сегодняшний день существует свыше 500 православных ресурсов интернета. По данным системы статистики SpyLOG, совокупное ядро (аудитория) всех христианских ресурсов российского интернета по состоянию на февраль 2001 года составляло 7900 человек (кроме того, ислама – 600 человек, иудаизма и буддизма – примерно по 500, индуизма – около 300). Ежедневная аудитория религиозных сайтов не превышает 500 человек в день (за исключением разве что Глобального еврейского онлайн-центра Jewish.Ru, который религиозным назвать на самом деле трудно, как и разделить, что в еврейской культуре связано с религией, а что – с национальными особенностями). Сайт храма Христа Спасителя Xram.Ru, лидера рубрики "Религия" на "Рамблере", в день посещают около 400 человек, у остальных религиозных сайтов посетителей меньше. Конечно, это ничто по сравнению с аудиториями крупных российских порталов и информационных серверов. Но ведь и на телевидении аудитория религиозных передач крайне мала.

Вопрос рейтингов вообще спорен, а в отношении религиозных ресурсов особенно, так как создаются они не для рейтингов и не преследуют явной цели достижения большой посещаемости. Цель религиозной деятельности в интернете все-таки иная, как и в целом деятельность любой церкви. Это борьба за души людей, или "ловля человеков".

"Бесовские штучки"

Как известно, церковные институты – наиболее консервативные элементы общественной жизни, которые всегда с большой опаской относятся к любым нововведениям, а особенно к тем, которые могут противоречить церковным концепциям и догмам. Возможно, одна из причин в том, что церковные организации очень осторожно подходят к любым изменениям, которые затрагивают структуру церковной жизни, дабы избежать возможных расколов. Кроме того, научный прогресс для многих религиозных направлений (например, некоторых течений старообрядчества) есть "отступление от Христа". Последнее особенно характерно для отдельных фундаменталистских течений ислама и протестантизма.

В жизни любого общества церковь выступает как один из наиболее влиятельных общественных институтов, она не может принимать поспешных решений. И осторожность в отношении использования интернета не случайна, как и в отношении многих других вопросов, так или иначе связанных с развитием новых технологий.

В церковной среде еще до сих пор слышны отголоски спора насчет обычного телевизора, который иногда именуется не иначе как "дьявольским ящиком". В ряде "богословских" трудов телевизор обвиняли в том, что он занимает то место, где раньше был красный угол с иконами, что "монополизировал и унифицировал душевную жизнь", "создал новый вид человека – homo medium – человека душевного распада", "является концентрацией страстей", "унифицирует и обезличивает людей", "развивает антихристианство", "учит людей жестокости" и, наконец, "телевизор внес в дома верующих кощунственные фильмы о Христе"...

Достаточно осторожное, а подчас и негативное отношение церковных структур к новым технологиям понять можно. Но это только одна сторона вопроса. Вторую же лучше всего обозначил архимандрит Псково-Печорского монастыря Иоанн (Крестьянкин): "При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и "номерами", и "чипами", и "печатями". Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию".

Интернет для церкви, с одной стороны, является частью технологического прогресса, с другой – раскрывает новые горизонты для проповедования веры. Именно с этой точки зрения и надо воспринимать отношение любой церкви, в том числе и Русской Православной, к Сети.

Е-вангелизация, или Пример католиков

В США, в штате Нью-Мексико, в небольшом городке Абиквайо, есть католический монастырь Christ in Desert. Еще в 1995 году он прославился созданием одного из первых монастырских сайтов в интернете. Этот сайт к настоящему времени фактически превратился в один из крупнейших многофункциональных христианских порталов. Нынешний Ubiqsie начинался как хороший способ дополнительного заработка для монастыря, который выступал в качестве небольшой студии веб-дизайна, но очень скоро – к полной неожиданности самих монахов – сайт стал фактически объектом виртуального паломничества, своеобразным центром религиозной жизни в американской Сети. Это не замедлили отметить в Ватикане, и вскоре монахи приняли активное участие в создании сайта Ватикана, который за первые десять дней после открытия в 1997 году посетили 3 млн. человек! Именно тогда стало ясно, что интернет может быть использован не только как средство для размещения информации о монастыре или его услугах (в данном случае – веб-дизайна) в Сети, но и как средство взаимодействия с миром (то есть светским миром), средство распространения веры и расширения влияния церкви. В результате был задуман проект NextSCRIBE (в настоящее время – Ubiqsie) – многофункциональный портал наподобие AOL или Yahoo, с тем же набором основных интернет-сервисов (электронная почта, поисковая система, каталог, интернет-магазин, конференции, чаты, новости и т. д.), но с акцентом на духовную жизнь человека.

И это далеко не единственный пример широкого использования интернета в жизни Католической Церкви.

Еще в 1999 году Католическая Церковь начала поиски святого покровителя для интернета, и тогда же были предложены несколько кандидатур: святой Педро Реганальдо (прославился тем, что как-то умудрился появиться в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на десятки километров, в одно и то же время), святая Текла (как говорят, молитвы о разрешении всех компьютерных проблем лучше всего адресовать ей), святой Исидор Севильский (считается создателем первой универсальной энциклопедии) и даже архангел Гавриил (известен как Божий вестник). В итоге порешили остановиться на Исидоре Севильском, празднику которого в романском календаре отведено 4 апреля.

Официальный Ватикан рассматривает интернет как весьма эффективное средство массовой пропаганды религиозных идей. Это не случайно: Католическая Церковь всегда отличалась миссионерской деятельностью, для чего старалась использовать все возможные средства массовой пропаганды – газеты, журналы, радио, телевидение, а теперь и интернет. Практически все протестантские и унитарно-универсалистские церкви, так или иначе представленные в России, обязательно имеют собственный сайт, задачами которого является привлечение новых последователей и пропаганда религиозных учений.

В Рунете, по примерной оценке, более трети всех религиозных сайтов – это сайты многочисленных протестантских и унитарно-универсалистских религий. Еще чуть больше трети приходится на православные ресурсы (не только Московской Патриархии), а оставшаяся часть – ресурсы остальных конфессий: католичества, ислама, буддизма, иудаизма, индуизма... В отношении ислама можно только с сожалением развести руками: он в российском интернете представлен крайне слабо.

Можно ожидать, что доля протестантско-универсалистских ресурсов российского интернета будет только увеличиваться, тем более что их география уже сейчас охватывает практически всю страну – от Калининграда до Чукотки.

У нас появилось много православных ресурсов, количество их постепенно увеличивается как за счет информационных серверов, посвященных православию и его отдельным аспектам, так и за счет многочисленных приходских страниц. В общем, все православные ресурсы, относящиеся к деятельности РПЦ, можно разбить на несколько групп: официальные серверы, серверы духовных школ, крупные информационные православные серверы, серверы епархий и сайты отдельных приходов


Уровень посещаемости основных религиозных сайтов, отношение церкви к штрих-кодам, ИНН и клонированию человека – все это можно найти в полной версии материала "Сеть и ловцы человеков" в апрельском номере журнала "Планета Internet".

Читайте также

Выбор читателей