Кому доставит удовольствие "Бассейн в гареме"?

Лучшие сыщики "антикварного отдела" питерского Угрозыска ведут интенсивную работу по поиску украденной накануне из Эрмитажа картины французского художника Жана Жерома

Вчера из экспозиции Государственного музея Эрмитаж была похищена картина французского художника Жана Жерома "Бассейн в гареме".
Следственными органами УГВД Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. по факту кражи возбуждено уголовное дело. Расследование начато по статье "кража в особо крупном размере" (cт.158 ч.3 УК РФ). Подозреваемые в совершении этого преступления пока не установлены, проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Жан Леон Жером (1824-1904) - французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша, писал картины на темы истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, - в "восточном вкусе с мавританской экзотикой", он считается основателем стиля "неогрек" в живописи.

Картина была украдена из зала №330 на третьем этаже музея, где располагается уникальная экспозиция французской живописи второй половины ХIХ века. Этот зал был закрыт для посетителей. По сведениям дирекции музея, там есть еще несколько произведений этого художника, в том числе "Набережная Нотр-Дам в Гавре", написанная в 1908 году.
Полотно "Бассейн в гареме" размером 73,5x62 см, созданное в 1876 г., было приобретено лично императором Александром III во Франции. До 1918 г. оно находилось в Аничковом дворце, бывшем тогда в собственности императорской фамилии, а потом было передано в Эрмитаж.

"Бассейн в гареме" похищен вчера между 10:00 и 15:15 мск. Преступник вырезал ее из подрамника. В 15:30 были перекрыты все входы и выходы из Государственного Эрмитажа. На место происшествия прибыла следственная бригада и группа кинологов с собаками. Начался досмотр посетителей, на который у оперативников ушло менее часа.
По подозрению в попытке кражи трех экспонатов из коллекции музея милицией задержаны два сотрудника Эрмитажа. Об этом сообщили в 12-м отделе. По данным Угрозыска, эти люди были задержаны во время осмотра служащих.
При личном осмотре у этих сотрудников музея были обнаружены три уникальных экспоната - пасхальное яйцо, пепельница и коробочка с бусами. В каком веке и в какой стране изготовлены эти произведения, не установлено. Пресс-служба Эрмитажа не комментирует эти сведения. С задержанными проводится разбирательство. Данных об их возможной причастности к краже картины Жерома нет, но директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что не может исключать причастности к похищению сотрудников музея.

По словам заместителя начальника 12-го отдела ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Евгения Юденкова, только минимальная страховая стоимость украденного полотна на 1995 г. составляла $1 миллион.
Минимальная страховая стоимость - это уровень, ниже которого ее владельцы картину продавать не имеют права. Тем не менее, это не значит, что она застрахована именно на $1 млн – страховка может составлять как меньшую, так и большую сумму. Оценка полотна производилась в 1995 г. перед вывозом его на выставку в Японию.

Ситуацию прокомментировал директор Государственного музея "Эрмитаж" академик Михаил Пиотровский. Он сообщил, что для розыска украденной картины задействованы и международные связи. ФСБ и органы МВД активно занимаются этой кражей. Подано заявление и в Интерпол.

Пиотровский также заявил, что опыт свидетельствует: все, что было украдено из Эрмитажа, возвращалось, тем не менее "сейчас очень важно не жалеть сил и средств" для поиска картины.
По мнению академика, мотивы этой кражи пока трудно объяснить. В зале, где представлены картины, выставлявшиеся во французском салоне 1876 г., "экстравещей нет - есть вещи замечательные, хорошие, но не шедевры, которые кто-то у входа сразу же купит или заказал". Но, академик отметил, что картина "Бассейн в гареме" "достаточно известная". "Вряд ли картина была украдена ночью, так как утром проходит обязательный осмотр всех помещений. Сам я узнал о случившемся в самолете уже практически в Москве, около 15 часов дня", - сообщил Пиотровский. Он обратил внимание на то, что "картина резко вырезана" из рамы. Это, считает академик, указывает на то, что "это, наверное, сделал не случайный человек".

В правоохранительных органах имеется фоторобот человека, подозреваемого в краже.
А одна из посетительниц Эрмитажа сообщила, что обратила внимание на мужчину лет 30-ти, выбежавшего из главного входа Эрмитажа, который вел себя очень нервно и прижимал к себе сверток, похожий на холст.
По словам Михаила Пиотровского, имеется также видеосъемка камер наблюдения, однако качество записи оставляет желать лучшего.
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 12-го отдела Управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. Александр Хожаинов заявил, что сомневается в заказном характере кражи. Хожаинов не стал утверждать и, что преступник профессионал. Он, однако, отметил, что картина была вырезана менее варварским способом, чем полотна, украденные год назад из музея Академии наук.
В данный момент следственная группа осматривает служебные помещения музея, поскольку нельзя исключить, что картина спрятана в одном из зданий Эрмитажа.

Директор Эрмитажа сказал, что некомплект смотрителей в государственном музее на сегодняшний день составляет около 60-ти человек. К смотрителям ближайшего к месту преступления зала начальство претензий не имеет. Создана комиссия, которая проведет служебное расследование. В ближайшее время будет рассматриваться вопрос об изменении режима доступа в закрытые залы.

Эрмитаж последний раз пострадал шесть лет назад, когда один из электриков музея украл древнюю вазу, однако через год она была обнаружена сотрудниками 12-го отдела. А.Хожанинов уже вел подобные дела в Российской Национальной библиотеке, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

Сегодня знаменитый музей работает в обычном режиме, включая залы третьего этажа, где произошло хищение.

Пиотровский принес извинения вчерашним посетителям Эрмитажа, которые после случившегося происшествия, подверглись на выходе контрольному досмотру.

Приказом министра культуры РФ Михаила Швыдкого для изучения обстоятельств кражи из экспозиции Государственного Эрмитажа картины создана специальная комиссия. Ее возглавил руководитель территориального управления Минкультуры по сохранению культурных ценностей в Санкт-Петербурге Александр Савин. Как сообщили в пресс-службе Управления, комиссии поручено изучить обстоятельства, связанные с этим дерзким преступлением и в понедельник, 26 марта, доложить министру о первых выводах.

Руководство Территориального управления уже побывало на месте происшествия и провело первые необходимые исследования. По мнению Александра Савина, причиной кражи стали недостатки в организации охраны экспонатов Эрмитажа.
На недостатки в организации учета ценностей в Эрмитаже указывали весной 2000 г. аудиторы Счетной палаты РФ. По данным председателя Счетной палаты Сергея Степашина, при проведении проверки возникли претензии к учету примерно 200 тысяч экспонатов музея. Речь шла о живописных произведениях, являющихся национальным достоянием.

Нынешнее похищение картины - третье за последние 10 лет. В 1992 г. неизвестные преступники украли из музея два фарфоровых флакона XVII века. В 1994 г. из экспозиции античного искусства была похищена египетская ваза третьего века до нашей эры стоимостью не менее миллиона долларов. Этот экспонат найден и возвращен в экспозицию.
Всего с 1992 г. в Петербурге совершено 55 хищений произведений искусства. В пяти случаях объектами преступных посягательств становились музеи города. Две крупные кражи последних лет - похищение двух картин В.Перова и кража 16 полотен русских художников из Музея Академии художеств - раскрыты петербургской милицией.

Читайте также

Выбор читателей