России нужна богатая Америка

Нынешний уровень внутреннего спроса и отсталое производство конечной продукции не позволяют России быть спокойной за свое будущее в условиях усиления негативных явлений в экономике США и мировой экономике

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Обращаясь к основным вехам прошедшей семидневки, на сей раз хотелось бы остановиться на событиях, происходивших вне пределов нашей страны, ибо в настоящее время, пожалуй, именно они оказывают наиболее заметное влияние на ситуацию в мировой экономике, включая и Россию.

Не далее как во вторник, 20 марта, Федеральная резервная система (ФРС) США (аналог нашего Центробанка) приняла решение снизить ставку Fed Funds Rate на 0,5% – с 5,5% до 5,0% (эта ставка складывается на межбанковском рынке, под нее осуществляется кредитование overnight). Ставка Discount Rate, под которую Федеральный резерв напрямую кредитует коммерческие банки, снижена с 5,0% до 4,5%. Заметим, что это уже третье понижение ставки рефинансирования в течение нынешнего года.

Прибегнуть к очередному послаблению кредитно-денежной политики американские финансовые власти вынудило продолжающееся развитие кризисных явлений в экономике, грозящих перерасти в полномасштабную рецессию – экономический спад.

Признаки возможного приближения рецессии уже просматриваются достаточно отчетливо. Это, прежде всего, спад в промышленности – отчеты американских компаний о результатах своей деятельности выглядят весьма удручающе. Прибыли компаний продолжают падать по отношению к прогнозным данным, дальнейшие же прогнозы выглядят еще более пессимистично. Что касается фондового рынка, то можно сказать, что он вошел в кризисную фазу, о скором прохождении которой говорить пока не приходится.

Наибольшие опасения вызывает факт вероятного серьезного снижения внутреннего спроса, остававшегося до последнего момента одним из важнейших стабилизирующих факторов для американской экономики, и не только для нее. Если ранее Федеральный резерв не упускал возможности обращать внимание взволнованных инвесторов и простых американцев на достаточную устойчивость этого показателя, то на сей раз этот важнейший момент был обойден вниманием. Зато итоговый пресс-релиз, выпущенный после заседания FOMC, на котором и было принято решение о снижении ставок, пусть и не в столь жестких тонах, но достаточно отчетливо говорил о нарастании рисков дальнейшего ослабления экономики.

Фондовый рынок, являющийся, в некотором роде, зеркалом, отражающим экономический процесс, помноженный на человеческое восприятие, отреагировал на очередное снижение процентной ставки крайне негативно. На первый взгляд, это несколько странно, так как в большинстве случаев смягчение кредитно-денежной политики воспринималось рынком достаточно позитивно. Однако на сей раз ситуация выглядела несколько иначе. Большинство инвесторов, крайне обеспокоенных происходящим, ожидали от ФРС снижения ставки не менее чем на 0,75%. Полупроцентное снижение показалось многим из них недостаточным, и "обманутые надежды" игроков толкнули рынок еще ниже.



С другой стороны, следует заметить, что решение Федерального резерва относительно полупроцентного снижения ставки на самом деле было достаточно взвешенным и дальновидным. Если бы оно действительно соответствовало ожиданиям многих фондовых игроков и ставка была бы понижена на 0,75%, итоговый результат мог бы оказаться еще более драматичным. Безусловно, первая реакция рынка на такое решение была бы "бычьей", то есть котировки акций устремились бы вверх. Однако достаточно скоро среди игроков наступило бы "прозрение". Столь значительное изменение ставки могло бы символизировать тот факт, что финансовые власти окончательно потеряли контроль над ситуацией и пускают в ход "пожарные" меры. Результатом этого стало бы гораздо более значительное падение фондовых индексов и усиление панических настроений.

И все же, несмотря на старания американских финансовых властей, говорить о скором изменении ситуации не приходится. Снижая процентную ставку, ФРС оперирует достаточно тонким и обоюдоострым инструментом, "побочным эффектом" от использования которого остается увеличение инфляционной опасности. Именно угроза инфляции долгое время была тем самым фактором, который удерживал Федеральный резерв от более активных действий по смягчению кредитно-денежной политики. И сейчас это позволяет многим аналитикам заявлять, что ФРС упустила время и ситуация вышла из-под ее контроля. На сегодня существует достаточно причин считать, что это действительно так. Во всяком случае, ситуация на фондовом рынке уже никоим образом неподконтрольна финансовым властям. Падение прибыли компаний и сокращение производства способствуют дальнейшему господству "медвежьих" настроений на фондовом рынке. Факторов, способных в скором времени изменить развитие ситуации, пока не обозначилось, это позволяет говорить о том, что падение американского фондового рынка продолжится и дальше.

Тем не менее, несмотря на крайне серьезную ситуацию на американских рынках и спад в производстве, пока что рано говорить о необратимости этих явлений и фатальном их характере, по крайней мере по отношению к самим США. Прошедшее заседание ФРС показало, что смягчение кредитно-денежной политики продолжится и далее. Более того, с начала года проведено уже три – причем весьма значительных – снижения ставок. Как известно, экономический эффект от этих действий не может быть мгновенным, и до его проявления должен пройти не один месяц. Поэтому весьма вероятно, что по истечении нескольких месяцев усилия ФРС (пусть и изрядно запоздавшие) начнут приносить свои плоды. Подешевевший кредит, наряду с обещанным президентом Бушем снижением налогов, могут послужить хорошей основой для смены фаз экономического развития от падения к стабилизации и возобновлению роста. Большую важность в этом случае будет иметь тот факт, насколько негативно отразятся нынешние события на состоянии внутреннего спроса в США.

И напоследок хотелось бы остановиться еще на одном немаловажном моменте. Достаточно часто приходится слышать высказывания относительно того, что экономическое ослабление США пойдет на пользу другим странам и в первую очередь России. Надо заметить, что данное утверждение, как минимум в отношении России, является полнейшим заблуждением. В нынешней системе экономико-политического мироустройства центральным звеном, вне зависимости от того, нравится нам это или нет, остаются США. Любые кризисные проявления в центре непременно будут "экспортированы" на периферию, в первую очередь в экономически слабые и экспортно-ориентированные страны. Снижение потребления в США неминуемо повлечет за собой спад в странах-поставщиках. В этом случае первыми пострадавшими станут страны Юго-Восточной Азии и Китай. Экономики этих стран, будучи ориентированными преимущественно на внешнего потребителя, в период расцвета США достигли высоких успехов, на фоне по-прежнему достаточно низкого собственного внутреннего спроса. Сегодня они рискуют столкнуться с серьезными проблемами. Автомобили, океанские суда, компьютеры и прочие товары, производимые в этих странах и до последнего времени поглощаемые североамериканским континентом, окажутся просто не востребованными в прежнем количестве.

Еще более незавидная перспектива ожидает в этом случае сырьевые страны, включая и Россию, спрос на нефть и металлы которой значительно снизится в связи с падением мирового производства. Сегодня мы уже наблюдаем нечто похожее в связи с ситуацией на мировом нефтяном рынке.

Поэтому сохранение экономической стабильности за океаном остается в интересах России, и звучащие время от времени псевдопатриотические высказывания выглядят здесь крайне неуместными. К сожалению, нынешний уровень внутреннего спроса и отсталое производство конечной продукции не позволяет нашей стране быть спокойной за свое будущее в условиях усиления негативных явлений в мировой экономике.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей