"Симфо-Scorpions": Live in Kremlin

На концерте группы Scorpions в сопровождении симфонического оркестра 23 марта не было ни одного свободного места. Немецкие рокеры в нашей стране уже давно стали действительно "народными"

Когда накануне на пресс-конференции организаторы концерта заявили, что уже неделю назад все билеты на Scorpions были распроданы, мне показалось, что они, мягко говоря, преувеличивают... Однако очередь в Кремлевский дворец поражала своей длиной. Давненько не приходилось наблюдать ничего подобного. Пожалуй, в советские времена такой "хвост" приходилось выстаивать разве что в Мавзолей, а в постсоветские... за пластинками Scorpions (кажется, индийского производства). Если даже за "железным занавесом" россияне успели так полюбить эту группу, что же говорить о концерте в минувшую пятницу?

Свободных мест в зале не оказалось ни одного, а те зрители, кто попал на концерт по приглашениям, стояли в проходах, несмотря на настойчивые протесты охраны. За последние полгода на московской земле это был первый по-настоящему аншлаговый концерт западных музыкантов.

В Москве "Скорпионам" помогал российский Государственный Академический симфонический оркестр (п/р Василия Синайского). Сначала вышли оркестранты, затем появились пятеро музыкантов Scorpions и "шестой скорпион" – дирижер и аранжировщик из Германии Christian Kolonovits. В длинном кожаном плаще, с загадочной улыбкой – не ясно, кем же он все-таки был на этом концерте – рокером или симфоническим музыкантом.

И концерт начался. Впереди – как обычно, Клаус Майне с микрофоном, по бокам – еще один бессменный "скорпион" Рудольф Шенкер и лид-гитарист Маттиас Джабз (в кожаных штанах и с залихватски повязанной на голове банданой походивший на добродушного пирата). Рядом с Шенкером стоял четвертый музыкант – басист Ральф Рикерман, а возле самого задника сцены возвышалась роскошная барабанная установка – царство Джеймса Коттака.

...Экспериментальное звучание обрушилось на сознание слушателей с первой вещи "Hurricane 2000", представлявшей собой симфо-хард-роковую сюиту по мотивам одноименной песни 1984 года. Конечно, поначалу хард-рокеры слишком контрастировали с академическими музыкантами, и во всем этом чувствовалась некоторая искусственность. Непривычно было видеть Клауса Майне поющим в сопровождении симфонического оркестра, да и аранжировки таких вещей как "Send Me An Angel" или "Wind Of Change" во многом напоминали музыку из кинофильмов, но никак не рок... Однако уже после двух-трех номеров народ полностью проникся происходящим. Несознательная часть зрителей совершенно испортила праздник нескольким молоденьким лейтенантикам-пожарным. Вместо того чтобы слушать музыку, те были вынуждены в течение всего концерта бороться с огоньками зажигалок, стихийно вспыхивающих то там, то тут... Было отчего: знаменитые баллады "Wind Of Change" или "Still Loving You" не могли оставить равнодушными никого, невзирая на "экспериментальные" аранжировки. Впрочем, скрипичное соло в последней композиции звучало особенно проникновенно, и баллада от этого, как показалось, только выиграла. Чем "старше" были песни, тем меньше в них доминировала симфоническая музыка. Вещи с пластинок 1982-84 годов по-настоящему порадовали всех слушателей этого уникального концерта. Исключением, быть может, стала "Crossfire". Композиция оказалась полностью и почти до неузнаваемости переаранжирована под оркестр, а в начало ее каким-то хитрым образом оказалось вплетено гитарное соло Маттиаса Джабза по мотивам "Подмосковных вечеров". Отчего Маттиас ненадолго напомнил Ингви Мальмстина, а "Crossfire" – увертюру из какого-то балета П.И. Чайковского. Надолго.

"На десерт" была спета "Wind Of Change", во время которой г-н Колоновитц дирижировал оркестром, а г-н Майне – хоровым пением зала. Некоторая нелогичность концерта, вызванная тем, что зал Кремлевского дворца вовсе не приспособлен для организации стоячего партера, окончательно рухнула на последней "Hurricane 2000", еще раз повторенной "на бис". Зрители в едином порыве поднялись со своих мест и стоя аплодировали участникам этого мощного музыкального прорыва, где в слиянии симфо- и рок-звучания словно рождались новые музыкальные формы...

Вообще, концерты Scorpions в России уже стали настолько привычными, что, вероятно, и сами музыканты сразу затруднятся ответить, каким по счету стал этот визит. Теперь вот уже и на сцене Кремлевского дворца! Пожалуй, осталось только в следующий раз присвоить им звания народных артистов России... Хотя, с другой стороны, зачем? Переполненный зал и без всяких званий свидетельствовал о том, что немецкие рокеры в нашей стране уже давно стали действительно "народными". Тем же, кто по каким-то причинам пропустил концерт в Кремле, остается только еще раз прослушать пластинку с динозавром на обложке (а концерт был все-таки объемнее!)... Возможно, диск и был записан оттого, что "Скорпам" просто надоело каждый раз исполнять любимые публикой вещи, и они решили как-то разнообразить этот процесс. Возможно, оркестр и женское трио бэк-вокалисток – не дань моде, а действительно творческие поиски, которые, как известно, не обходятся без неприятия консервативной частью поклонников. Вернувшись к амплуа бескомпромиссных рокеров, Scorpions не часто будут баловать зрителей симфо-роком; и ценность прошедшего концерта тем более возрастает...


Стенограмма московской пресс-конференции "уже легендарных" Scorpions

Как возникла идея сотрудничества с симфоническим оркестром?
Клаус Майне: В действительности эта идея впервые появилась у нас году в 1995-м; затем в течение четырех-пяти лет мы присматривались к оркестрам, к дирижерам и решали, с кем это можно сделать. Потому что, когда ты записываешь рок-н-ролльный альбом с симфоническим оркестром, очень важно, кто именно является дирижером или аранжировщиком. Когда нам предложили сыграть с симфоническим оркестром на праздновании 10-летия падения Берлинской стены в 1999 году, мы сделали это вместе с Берлинским Филармоническим оркестром. В том концерте принимал участие Ростропович, а господин Колоновитц дирижировал оркестром; мы поняли, что наконец нашли правильного человека. Сразу после концерта немедленно родилась идея записать студийный альбом... После того как альбом был записан и стал успешно продаваться, мы сыграли его в Ганновере на открытии выставки "Expo-2000". Мы решили, что этот концерт можно будет сыграть и в других местах... Нынешний визит в Москву стал как раз частью небольшого концертного тура по бывшему Советскому Союзу.

Каковы ваши впечатления от Ростроповича как от музыканта, и почему вы не стали с ним более тесно сотрудничать?
К.М.: Ростропович является легендой, и для нас было большой честью играть с ним на одной сцене 9 ноября 1999 года. Мы познакомились с ним лично, это очень открытый, душевный человек. Разумеется, он является выдающимся музыкантом. Я думаю, что подобные события не могут происходить достаточно часто, это, в какой-то мере, был одноразовый проект. Хотя мы всегда открыты для такого сотрудничества и с удовольствием еще раз сыграли бы с ним... Возможно, это произойдет на джазовом фестивале в Монтре...

В какой степени этот проект является для вас экспериментом, или это закономерный этап вашей жизни?
Рудольф Шенкер: Конечно, новое звучание – эксперимент, однако, построенный на классическом материале: песни для пластинки были подобраны специально, они написаны достаточно давно и уже, наверное, стали классикой... для нашей группы... Эксперимент нашего турне заключается в том, что оркестры в разных городах все время новые. Это, конечно, риск, но он основан на взаимном доверии, и мы благодарны г-ну Колоновитцу за то, что он доверяет нам...

Вопрос к г-ну Колоновитцу: Получилось очень интересно, в плане соединения рок-звучания с симфоническим оркестром. Были ли какие-то особенности при работе над этим проектом, и откуда все-таки пришла такая идея?
Кристиан Колоновитц: Во-первых, я хочу сказать, что музыка Scorpions достаточно близка к классической музыке, так как эта группа особенно сильна в балладах – романтических и любовных, а во-вторых, я вообще очень благодарен ребятам за то, что они пригласили именно меня и предоставили полную свободу аранжировок и написания музыки. Я также благодарен за то, что они попытались определить оркестру какую-то особую часть; возможно, здесь симфоническое начало несколько превышает музыку Scorpions.

Вопрос к Клаусу Майне: Как у каждого живого человека, у Вас наверняка есть недостатки. Перечислите их, пожалуйста...
К.М.: Вообще-то, можно долго перечислять недостатки, я расскажу об одном. Мы часто оказываемся, как сегодня, на пресс-конференциях, и мой недостаток заключается в том, что я обычно никому другому не даю отвечать на вопросы, а остальную работу приходится выполнять всем остальным...

Вопрос к Рудольфу Шенкеру: Почему Вы с братом играете на одинаковых гитарах Gibson Flying V? Это дань традиции?
Р.Ш.: Что касается меня, у меня в молодости был постер Johnny Winter с гитарой Gibson, и я решил, что буду играть только на этой гитаре, позднее я нашел такую в Гамбурге. А брат – у него раньше была другая фирма, но он однажды забыл гитару у подружки; надо было играть концерт, а подружки не было дома, и я отдал ему свою. Отыграв концерт, брат заявил, что теперь тоже ни на чем другом играть не будет...

Несколько лет назад существовал план совместного турне Scorpions, группы Майкла Шенкера UFO и собственно MSG. Будут ли эти планы предваряться в жизнь?
Р.Ш.: Вообще-то у нас никогда не существовало такой уж тесной кооперации между MSG и Scorpions, хотя однажды уже в 1994 году Майкл Шенкер принимал участие в живом концерте Scorpions. Когда мы выступаем в Германии, он иногда играет вместе с нами...

Вопрос к Джеймсу Коттаку: Как удается совмещать работу в Scorpions с Вашим сольным проектом?
Джеймс Коттак: Спасибо, мне очень приятно, что здесь кто-то знает про мою сольную карьеру... Наша работа в группе построена так, что всегда после турне есть несколько свободных дней; пока это довольно легко совмещать. В дальнейшем, если мое сольное творчество будет мешать работе в группе, – тогда я буду думать...

После визита в Москву в 1989 году вы написали песню "Ветер перемен". Есть ли идея написать что-нибудь после этого визита, если да, то о чем?
К.М.: Было бы ошибочно думать, что мы сейчас вернемся в Германию и сядем и чего-то напишем. В подобном случае можно было бы писать песни по выпускам теленовостей. Хотя, с другой стороны, естественно, что каждый визит в любое место оставляет некий след. Но посещение Москвы в 1989 году оставило сильное впечатление; тогда идея песни напрашивалась сама собой...

Известна ваша дружба с М.С. Горбачевым, поддерживаете ли вы с ним отношения сейчас и поздравляли ли вы его с недавним юбилеем?
К.М.: Разумеется. Существует контакт с Михаилом Горбачевым, не в последнюю очередь через фонд Горбачева в Германии. Мы будем очень рады видеть его на нашем концерте в Кремле; 10 лет назад мы были в Кремле по приглашению Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны, позднее мы снова встречались с ним в Греции и еще в Германии.

Какую роль в будущем, по-вашему, будет играть интернет?
Р.Ш.: Интернет – это прежде всего большая независимость. Можно писать музыку, пересылая свою часть работы по сети... У нас также есть своя домашняя страничка. Нам кажется, что в дальнейшем, развиваясь, интернет может заменить собой телевидение.

Ваш предыдущий альбом был довольно-таки спорным для Scorpions, теперь вы играете с симфоническим оркестром. В этой связи хотелось бы узнать, в каком направлении будет дальше развиваться ваше творчество?
Р.Ш.: Конечно, изменение стиля последней пластинки очень заметно. Мы были рок-командой, это принесло нам большой успех, но наши фэны просили нас сделать что-нибудь с симфоническим оркестром. Мы очень рады, что наш опыт с Берлинским Филармоническим оркестром оказался таким удачным... Совсем недавно, в феврале, мы наконец-то записали альбом "Unplugged" в Лиссабоне, а сейчас мы работаем над новой пластинкой, которая будет выполнена в нашем классическом роковом стиле.

Вы на сцене уже более 30 лет. Скажите, у вас есть какая-нибудь особая формула успеха?
К.М.: Разумеется, поначалу мы, как немецкая команда, ощущали себя аутсайдерами. Эти 30 лет ушли на то, чтобы мы стали не немецкой, а европейской командой. У нас всегда была цель – записать пластинку, которая потом стала бы классикой... А вторая часть формулы – мы все очень дружны между собой, как семья. Собственно говоря, мы и есть большая семья, наш дом – сцена... Здесь тоже бывают конфликты, как и везде, но ради музыки, ради общего дела приходится зажимать свое второе ego, идти на компромиссы...


Редакция газеты благодарит компанию "SAV Entertainment" за содействие в подготовке материала.

Выбор читателей