Заработкам в интернете приходит конец

"В 2001 году могут прекратить существование до трети сетевых компаний" – интервью председателя Комитета Государственной думы по информационной политике Константина Ветрова

О проблемах, связанных с развитием интернет-бизнеса в России и мире, корреспондент "Планеты Internet" беседует с председателем Комитета Государственной Думы по информационной политике Константином Ветровым.

"Планета Internet": Константин Владимирович, в последнее время специалисты отметили спад сетевой активности. Чем Вы это можете объяснить?

Константин Ветров: Действительно, судя по имеющимся данным, на рубеже веков проявилась тенденция к снижению активности пользователей интернета. Среднее время, проведенное пользователем в сети с октября по декабрь минувшего года, снизилось более чем на 15%. Уменьшилось и количество просмотренных веб-страниц. В США число разочаровавшихся во Всемирной паутине достигло 28 млн., в Англии – почти 2 млн. Покидает интернет в основном молодежь, называющая сеть "скучной" и "неинтересной". Многих раздражает обилие текстовой информации и хаос, царящий во Всемирной паутине. Чем-то похожа и ситуация в нашей стране. 3,6% городского населения старше 13 лет пользуется интернетом, а 11,3% имеют такую возможность, но не делают этого. Получается, что количество добровольных "отказников" втрое больше. Прогнозируется снижение доходов от интернет-рекламы. 85% предприятий электронного бизнеса оказались менее функциональны, чем предполагалось, остальные – менее доходны, чем планировалось. Половина покупателей электронных магазинов оценивают свой опыт от покупок в сети как "нейтральный" или "разочаровывающий". Сами игроки рынка не скупятся на апокалиптические предсказания. Компания Yahoo! также прогнозирует снижение доходов от интернет-рекламы, которое вызовет волну банкротств среди коммерческих веб-проектов и серьезные проблемы у лидеров отрасли. А аналитики уважаемой компании Gartner Group утверждают, что 70% игроков электронного бизнеса так и не смогут научиться извлекать из своих проектов серьезную прибыль.

"Планета Internet": Выходит, что интернет-экономика не оправдала ожиданий? С чем это может быть связано?

К.В. Происходят несколько иные процессы. С виртуальной экономикой не случилось ничего страшного. Просто она вступает в долгий процесс превращений, в результате чего станет нормальной, спокойной отраслью. Начиная с 2000 года интернет стал чем-то повседневным. Похоже, волна первоначального интереса к диковинке спала, уступив место трезвой оценке. Люди поняли, что нелепо отказываться от обычной жизни ради многочасового просиживания за экраном компьютера. Интернет лишился своего романтического ореола и сейчас стоит перед сложнейшей проблемой выхода на новый уровень работы. Интернет действительно перестал быть экзотической диковинкой и превратился в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио и телевидение. Рядовых пользователей, рассматривающих интернет как источник информации и развлечений, раздражает хаос, царящий в Глобальной сети. Это и не удивительно. Сегодня в сети насчитывается 100 млн серверов, рабочих станций, модемных пулов провайдеров, различных устройств с прямым подключением к интернету. Количество документов в интернете приближается к 600 млрд, а все основные поисковые системы индексируют лишь около миллиарда страниц. Немудрено растеряться в таком море информации. Несомненно, интернет будет меняться. Однако качественного революционного скачка ожидать не приходится. Интернет будет развиваться эволюционно, вовлекая в сеть все больше участников и пользователей, каждый из которых может сделать ее более удобной и функциональной.

"Планета Internet": И тем не менее публикации, постоянно появляющиеся на страницах печатных и сетевых СМИ, очень похожи на реляции о фронтовых неудачах. Мол, плохи дела в мире высоких технологий. Свидетельство тому – неполные рабочие недели, волны тотальных сокращений, прокатывающиеся по коллективам компаний, являющихся столпами "новой экономики", закрытие предприятий, прекращение функционирования многих интернет-серверов.

К.В. Я знаком с ситуацией, складывающейся в виртуальном мире. Согласен, она далеко не безоблачная, особенно в сфере электронной коммерции и новостных программ. Сначала казалось, что проблемы будут у мелких компаний, руководимых неопытными менеджерами, а флагманы капиталистической экономики не только выживут, но и станут еще богаче. Однако кризис оказался системным и коснулся лидеров. За примерами далеко ходить не надо. Так, корпорация CNN – мировой лидер в производстве новостей – объявила о крупнейшем за ее 20-летнюю историю сокращении штатов. Руководство компании планирует увольнение 400 сотрудников, то есть около 10% персонала. Две трети сокращений придется на сотрудников интерактивных подразделений, предоставляющих новости через интернет. News Corp. медиа-магната Руперта Мэрдока и NBS еще раньше начали избавляться от "виртуальных" сотрудников. Впервые за свою 16-летнюю историю Dell Computer Corp. объявила о массовых увольнениях своих работников (работы лишатся почти 1700 сотрудников ее штаб-квартиры в штате Техас). По прогнозу аналитической компании Gartner Group, 60% из 480 компаний, предоставляющих в аренду программное обеспечение, прекратят свою работу в течение года. Сокращение доходов от вложений в онлайновый бизнес не обошло стороной и крупнейшего провайдера – компанию America Online. Крупнейший в мире интернет-магазин Amazon.com сокращает 13.000 сотрудников. Сокращение штата более чем на 15% вызвано значительными убытками компании в IV квартале 2000 года: потери составили $545,1 млн. Всего же за 6 лет существования Amazon.com на рынке интернет-продаж фирма понесла убытки в размере $2,29 млрд. Крупная американская брокерская контора Charles Schwab, проводящая операции в основном с использованием интернета, вынуждена попросить значительную часть своего 26-тысячного персонала не работать по пятницам. Естественно, бесплатно. Все это приводит к выводу: мало произвести продукцию, нужно уметь ее продать. Об этом, кстати, свидетельствует французская статистика. Аналитические компании Sofres и Stepstone исследовали ряд самых популярных интернет-компаний и выяснили, что они будут нанимать гораздо меньше новых сотрудников, чем планировали. Самым интересным в этих исследованиях является то, что среди будущего персонала французских компаний доля специалистов по продажам будет неуклонно расти. Интернет-компании уже не надеются получать шальные деньги от примитивного размещения рекламы на своих сайтах – новые сотрудники должны приносить прибыль, продавая платные услуги.

"Планета Internet": А как обстоят дела на рынке акций интернет-компаний, который, кажется, пока не дает повода для особого пессимизма?

К.В. Вот здесь как раз все обстоит не так гладко, как может показаться на первый взгляд. Замедление темпов типично для любого рынка, приближающегося к насыщению.

Интернет-бизнес был придуман для получения быстрых прибылей, однако время легких заработков заканчивается. Причиной тому, как уже говорилось, стали не оправдавшиеся в 2000 году ожидания на прорыв интернет-индустрии и, как следствие, рекламных доходов медийного бизнеса в сети. Кроме того, ожидается снижение общих рекламных поступлений новостного бизнеса из-за замедления темпов роста американской экономики. В прошлом году закрылись 130 американских сетевых фирм, более 700 были поглощены. В 2001 году могут прекратить существование до трети сетевых компаний.

Все это заставляет предпринимателей осторожнее относиться к переносу бизнеса в интернет.

Интернет-экономика и биржа NASDAQ, на которой котируются акции высокотехнологических компаний, – близнецы-братья. Модные и широко разрекламированные интернет-компании зачастую являются убыточными, некоторые из них долго не живут. Однако в мире скопилось столько "лишних" денег, что их нужно где-то использовать. Акции "старой экономики" не склонны расти слишком быстро, поскольку за ними стоят реальные производства и коммерческие проекты с четкими, но относительно длительными сроками оборачивания капитала. Виртуальные в прямом смысле компании придумали хороший способ заработка. Интернет – дело молодое, потому пока еще можно придумать новую идею или качественно модифицировать старую, разрекламировать ее, добиться быстрого роста компании (рост с нуля всегда быстр) и выпустить акции на биржу NASDAQ. Статистика свидетельствует: во время первичного размещения таких акций стоимость их продажи превышает номинальную цену в десятки раз.

Безусловно, приведенная схема является весьма упрощенной, однако суперуспех, например, интернет-магазина Amazon.com не дает покоя желающим быстро и безответственно заработать. Но компания никогда не была прибыльной и планирует стать таковой лишь к 2002 году. Но такая ситуация устраивает всех. Если акции Amazon вследствие роста уровня ее продаж растут, то биржевики зарабатывают на их повышении. И наоборот.

Однако вряд ли кому-нибудь удастся повторить успех Amazon.com, по крайней мере в сравнимом масштабе. Скорее всего, на рынке останется несколько крупных интернет-магазинов, акции которых уже не будут приносить огромные прибыли и убытки. Эти компании будут обслуживать основную массу интернет-покупателей, и рынок начнет колебаться около своего равновесного состояния.

Наблюдение за публичной активностью крупнейших американских компаний показывает, что родоначальники интернета, сами же и раздувшие "пузырь" интернет-экономики, теперь с не меньшей энергией принялись его "сдувать". Кто знает, может быть, мы имеем дело с заговором, направленным на то, чтобы по дешевке скупить акции интернет-компаний, а затем вновь начать раскрутку интернета под каким-нибудь новым соусом? Однако, скорее всего, западные маркетологи решили переключить внимание общественности на что-нибудь новенькое. Судя по всему, следующим объектом массовой истерии станут биотехнологии и генная инженерия. Специалисты предсказывают массовую раскрутку этого феномена и взлет акций компаний, работающих в этой области, до заоблачных высот.


Специфические особенности Рунета, ожидания новых инвестиций, правительственное регулирование интернета и цензура – все это в полной версии интервью Константина Ветрова в апрельском номере журнала "Планета Internet".

Читайте также

Выбор читателей