В Грозном уничтожены убийцы русских стариков

В столице Чечни в ходе массовой зачистки кварталов Ленинского района уничтожены двое боевиков. Репортаж нашего корреспондента с места операции

Новая старая "мода" в Грозном

Весной 2001 года в Грозном появилась "мода" – убивать русских стариков и старух, тех, которым удалось выжить при геноциде Дудаева и Масхадова, под бомбежками нескольких штурмов города. Только в одном Ленинском районе счет убитых идет на десятки. Данные противоречивы. Только за три мартовских дня бандиты лишили жизни 11 человек. Двоих стариков зарезали, остальных добивали прямо на улице контрольными выстрелами в голову, на глазах соседей и прохожих. Предотвратить массовые убийства в городе, где нет света, проблемы с водой и газом, где стреляют днем и ночью, милиция не в состоянии. Она ищет убийц. Но продолжается и охота на русскоязычное население.

Русских убивали здесь давно, методично, по приказам полевых командиров, из-за денег, квартир, "шутки ради". Например, Ленинский райотдел милиции до сих пор ищет пропавших год с лишним назад стариков Гладилиных, которые проживали в доме №4 на улице Косиора. 87-летнего старика и его 66-летнюю дочь выкрали из квартиры. Теперь там живут другие люди.

Масхадовская полиция работала "как надо" - выезжала на места преступлений, констатировала многочисленные факты отстрелов русских стариков. На этом "расследование", собственно, и заканчивалось. В Ленинском районе до сих пор стоит здание, где в свое время размещалась шариатская полиция Ичкерии. На полу, в грязи валяются справки и отчеты ичкерийских "офицеров", фиксировавших смерти русскоязычных грозненцев. Так, начальник Авторхановского РОВД полковник полиции некто Дадаев два года назад сообщал, что "8 мая 1999 года (накануне Дня ПобедыО.П.) на улице Федеративной, 41 в домовладении обнаружен труп Ширяева Дмитрия Родионовича, 1930 г.р. с признаками насильственной смерти (колото-резаные раны в области виска и левой стороны груди)". Через несколько дней, в мае 1999-го, в доме на улице Фрунзе бандиты задушили 87-летнюю гражданку Прасковью Михайловну Гудыма. Все это констатировали "полковники" и "лейтенанты" шариатской полиции. А начальник Дадаев даже превзошел себя, в письменном виде попросив "ориентировать по данному факту общественность и другие силы"… Так продолжалось годами. К сожалению, убийств только за то, что ты русский, не становится меньше и сейчас.

Несколько дней назад Yтром на улице Дьякова остановились белые "Жигули" с затемненными стеклами. Когда во дворе дома показалась русская женщина, из машины вышел молодой человек и в упор разрядил в нее обойму, произвел контрольный выстрел в голову, и спокойно уехал. 52-летняя Екатерина Лизунова пролежала на улице несколько часов, пока кто-то догадался вызвать милицию. За женщиной следили давно – она работала у "оккупантов" уборщицей в Ленинском отделе милиции. Говорила, что копит сыну на протез. Сначала бандиты убили сына – одноногого инвалида. В райотделе милиции Екатерине Лизуновой выдали деньги на похороны. Она не успела помянуть сына на девятый день после смерти. Пули подонков настигли ее ровно через пять дней.

Как сообщили корреспонденту "Yтра" в Ленинском временном ОВД Грозного, в районе действуют пять групп террористов, около 35 человек, специализирующихся на отстрелах жителей, закладке фугасов и обстрелах блокпостов. На настоящий момент арестовано несколько террористов. Они дают показания на подельников. Еще два бандита уже не выйдут на кровавую охоту. Возмездие настигло их в лице сотрудников милиции и бойцов разведбатальона под командованием лейтенанта с позывным "Призрак".

"Гранатовый браслет" на улице Косиора

6.00 Yтра. Операция началась. 12 отрядов милиции, ОМОНа и бойцов внутренних войск полностью блокировали улицы Тухачевского, Дьякова, Косиора, Степную и Автобусную.

6.20. Появились первые задержанные: люди без документов, прописанные совсем не там, где проводили ночь. Среди тех, кого поместили в армейский "Урал" для разбирательства, три вдрызг пьяных чеченца. Шли, вернее, перемещались, похмеляться к друзьям.

6.30. На одной из улиц к милиционерам подошла женщина и рассказала, что час назад два молодых человека что-то копали на обочине дороги. Оказалось, боевики снова приготовили "сюрприз". Саперы обнаружили и уничтожили на месте фугас из болванки от 122-мм гаубичного снаряда, под завязку набитой тротилом. Рвануло на всю округу.

6.45. Командир одной из групп докладывает, что вступил в перестрелку с человеком, убегающим по улице Косиора. "Летим" на УАЗе на место. Как выяснилось, милиционеры спугнули спящего боевика. Чеченец, на ходу отстреливаясь из автомата, забежал в дом № 6. Здание уже оцепили разведчики и омоновцы. Идет бой. Боевика закидывают гранатами. Он умудряется выбросить одну обратно из окна. У милиционеров трое раненых. Слава Богу, все "300-е" легкие – пули и осколки прошли через мягкие ткани. Оперативника БЭП посекло осколками в спину и ногу. По окнам, откуда стреляет боевик, начинает работать крупнокалиберный пулемет БТРа. Через пять минут чеченец выкинул окровавленный автомат. Штурмовая группа врывается на этаж. В комнате горит диван. Боевик успел нырнуть в подвал, оставив пистолет с глушителем. Везде следы крови.

7.40. В подвал пошла группа разведчиков во главе с "Призраком" – лейтенантом-взводным. Боевик открыл огонь в полной темноте на шорох, но не попал. Комендант района докладывает начальству: "У нас три "300-х". Блокировали духов в подвале, обрабатываем". Из дома вывели женщин и детей. Опера задерживают двоих чеченцев, уверявших, что в доме никого нет. У соседнего дома, на стене которого написано: "Свиньи, добро пожаловать на горлорезку. Уса", собираются женщины. Спрашивают: "Кого ранило? Ваших или наших?" Женщины, разумеется, не знают, кто отстреливается в подвале. Только одну вдруг прорывает: "Я верила ему, как сына приютила. Не знала, что он боевик". Другая чеченка, тихо, сквозь зубы, произносит: "Правильно, таких надо убивать".

8.00. "Призрак" докладывает, что духов в подвале двое. Засели в одной комнат подземелья, укрылись в каком-то желобе. Разведчики кинули три гранаты. Ухают взрывы. Снаружи слышны глухие пулеметные очереди. Там, внизу, в дыму, копоти не видно ничего. Контуженный "Призрак" орет в рацию: "Один орет, орет, сука, задели его! У второго пулемет!".

9.45 Все повторяется. В подвал летят еще пять гранат. У боевика целый цинк с патронами. Знал, где прятаться. Разведчики предлагают ему сдаться – в ответ только очереди. "Так их не взять. Может продержаться хоть день", - считает комендант. Как вариант, можно вызвать группу СОБРа со спецсредствами, например, "Черемухой", и выкурить духа из подвала. Но ждать собровцев можно неизвестно сколько.

10.10. В плен боевиков решено не брать… И снова звучат глухие хлопки гранат, приглушенные очереди. Кто стреляет, не разобрать.

10.20 "Призрак" докладывает наверх: "Один дух убит". Второго сильно контузило – он что-то бормочет, посылая очереди в коридор. Выстрелы звучат все реже – бандит экономит патроны.

10.27 Стало известно, что наши раненые уже прооперированы в госпитале в Северном. Их жизнь вне опасности. Из подвала выбирается "Призрак". Лейтенант весь черный от копоти. Судорожно курит и, водя пальцем по асфальту, объясняет схему подвала. Оказывается, боевик засел в подземелье прямо под входом в подъезд. Саперы готовят 200-граммовый заряд тротила – решили взорвать стену и добраться до чеченца через пролом. "Призрак" спускается в подземелье с пистолетом-пулеметом.

10.40 Мощный взрыв на доли секунды приподнимает бетонную плиту у входа в подъезд. Выстрелы звучат секунд десять. Сразу идет доклад: "Второй уничтожен". Тела боевиков вытаскивают из подвала кошкой, на тот случай, если кто-то из них решил перед смертью подложить под себя гранату.

11.15 Медицинскую "таблетку" подогнали прямо к подъезду. Вместе с трупами на поверхность извлечен ручной пулемет Калашникова со множеством магазинов. У застреленных бандитов имелись новенькие российские паспорта, выданные несколько дней назад в Старопромысловском ВОВД Грозного. Убитые - 18-летний Иса Дагабаев и 19-летний Хасанбек Ахоршаев.

Как удалось установить позже, убитые оказались членами одной из банд, специализировавшейся на терактах и убийствах русскоязычного населения. Поиск остальных бандитов продолжается.

Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей