Молодежь надо беречь. Чтобы она состарилась

Среди зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних лет составляет почти 40%, то есть практически каждый третий безработный в Российской Федерации – молодой человек

Вопросами молодежи нынче занимаются немногие. В числе этих немногих – Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Недавно в стенах верхней палаты парламента состоялись слушания по этой теме, в которых принял участие замглавы Комитета Сергей Рябухин. Специально для "Yтра" Сергей Николаевич согласился рассказать, в каком состоянии нынче пребывает законодательство о молодежи.

Молодежь – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть нашего общества. Молодое поколение обладает огромным социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребовано обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляется модернизация – процесс, соединивший стихийную и сознательную трансформацию экономики и других сфер бытия на основе проводимых властными элитами реформ.

В России особенно ярко определились противоречия между потребностями и стремлениями молодежи и реальными возможностями, которые ей предоставляет государство, общество в целом. Как и какие тенденции будут развиваться в молодежной среде, во многом зависит от общества, от старшего поколения и государства. Отсутствие условий для разрешения названных противоречий приводит к росту социальной напряженности, порождает инфантилизм, иждивенчество, социальную и гражданскую безответственность или же уход части молодежи в религиозные секты, криминальные группировки и другие маргинальные объединения. Поэтому предоставление молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем – реальное требование развития общества.

Безусловно, что от степени восприятия представителями молодого поколения исторических ценностей зависит устойчивое развитие российского общества в третьем тысячелетии. Сегодня мы продолжаем наблюдать все ту же страшную картину – социальное положение большей части молодежи остается неудовлетворительным, государство не может обеспечить достаточные гарантии для осуществления молодыми гражданами своих конституционных прав и законных интересов. Об этом свидетельствуют резкое сокращение рождаемости, высокая смертность в молодом возрасте (только в 1999 году умерло почти 80 тысяч человек в возрасте до 30 лет), отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни и увеличение числа молодых граждан, живущих за чертой бедности.

Среди зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних лет составляет, с учетом реального распространения безработицы, почти 40%. Страна столкнулась с обвальным распространением детской и юношеской наркомании. Наркотики регулярно употребляют более 2 миллионов молодых россиян, причем более 80% среди них – лица моложе 24 лет. С увеличением числа лиц, потребляющих наркотики, резко возрос уровень распространения ВИЧ-инфекции.

Угрожающе нарастает криминализация молодежной среды. В 1998 г. из выявленных 1,4 млн. лиц, совершивших преступления, 788,3 тыс. человек – молодые люди. В 1999 году количество преступлений, совершенных подростками, возросло с 162 до 184 тысяч. Доля осужденных в возрасте 18-24 лет за последние годы достигла 29% всех осужденных.

Четверть молодых россиян не находят, чем бы они могли гордиться как граждане России, почти половина 15-летних подростков хотели бы родиться в другой стране. Наиболее острые социальные проблемы молодежи перестали быть объектом повседневного внимания массовых периодических изданий.

Дальнейшая эскалация указанных проблем ведет к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, нравственной и физической деградации нации. Обозначенные проблемы уже создали реальную угрозу национальной безопасности страны.

Только за последнее время Временная комиссия провела 4 заседания, на которых были рассмотрены многоплановые комплексные вопросы жизнедеятельности российской молодежи и государственной молодежной политики: "Об обеспечении молодежи жильем", "О финансировании государственной молодежной политики в 2001 году", "О формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики", "О научном обеспечении государственной молодежной политики". При активном участии членов Комитета и его аппарата год назад были организованы и проведены парламентские слушания "Эффективная государственная молодежная политика – необходимое условие становления новой России", впервые в деятельности Совета Федерации целиком посвященные актуальной молодежной проблематике. Молодежная проблематика стала основой для проведения тематических "круглых столов" в рамках Петербургского и Байкальского экономических форумов, традиционно проводящихся под эгидой Совета Федерации.

Как законодатель, член верхней палаты парламента, я убежден, что принципиально важной для создания в Российской Федерации эффективно действующей системы государственной молодежной политики является современная правовая база, полностью охватывающая все сферы жизнедеятельности молодого поколения. Однако в настоящее время весьма скромную, явно недостаточную правовую базу государственной молодежной политики составляют Федеральные законы "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указ президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", ряд постановлений правительства Российской Федерации, некоторые другие нормативно-правовые акты, которые объективно, хотя бы в силу своей крайней немногочисленности (целый ряд важных сфер жизни и деятельности молодого поколения попросту законодательно не регулируется), не позволяют добиться эффективного решения широкого спектра молодежных проблем.

Принципиально важным считаю принятие концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации. Основой для реализации государственной молодежной политики должен стать закон, касающийся всех сторон жизни и деятельности молодежи. Закон должен быть четко нацелен на поддержку общественной и полезной социальной активности молодежи и молодежных организаций, на содействие молодым семьям, трудоустройство молодых граждан. В связи с отклонением первого варианта законопроекта "Об основах государственной молодежной политики" президентом Российской Федерации в 1999 году, Государственной думой была создана рабочая группа по подготовке нового закона о государственной системе поддержки молодежи, в деятельности которой наш Комитет принимает самое непосредственное участие.

Успешность решения острых проблем молодого поколения не в последнюю очередь определяется средствами образования. Сегодня конкурентоспособность экономики все в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает "человеческий фактор", способный создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Такое возможно при условии тотальной грамотности нации и эффективной государственной политики в области образования, а значит, и эффективной государственной молодежной политики.

Принципиально важно, чтобы общество осознало приоритетность развития образования в интересах молодой личности и государства. Для продвижения в этом направлении необходимо скорейшее формирование эффективной законодательной базы образования, направленной на его всестороннюю поддержку. Только за последние годы в Государственную думу внесено для рассмотрения более 10 законопроектов, направленных на решение важнейших проблем системы образования. В частности, были разработаны проекты федеральных законов "О дополнительном образовании", "О государственном образовательном стандарте основного общего образования", "Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности", идет работа над законопроектами "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", "О дистанционном образовании". Приступили к разработке закона "О статусе педагогических работников", Образовательного Кодекса, внесению изменений и дополнений в базовый Закон Российской Федерации "Об образовании". Законодательство должно обеспечить гармоничное сочетание личной свободы и социальной ответственности, индивидуальности и социального воспитания каждого молодого человека.

Планируется в течение года выработать проект федерального закона "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

Доктрина, определяя единые цели воспитания и обучения, создает необходимые условия для сохранения единства образовательного пространства, возрождения и формирования государственности, для воспитания молодых патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

На современном этапе молодежное законодательство в большей степени развивается на уровне субъектов Российской Федерации. Всего около 50 субъектов Российской Федерации уже приняли свои законы о молодежной политике (Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, Саха-Якутия и многие другие). Фактически каждый регион Российской Федерации имеет нормативно-правовой документ различного уровня, который определяет содержание работы с молодежью и предполагает реализацию тех или иных мероприятий государственной молодежной политики. Так, например, нормативно-правовая база республики Башкортостан, непосредственно касающаяся молодежи, насчитывает около 80 законов и документов. Вместе с тем, ни в одном субъекте Российской Федерации до сих пор не принят полный пакет документов, охватывающих все стороны жизни и деятельности молодежи, все направления молодежной политики; это еще одно актуальное направление работы, не терпящей промедления.

Только при осознании всеми заинтересованными сторонами государственной молодежной политики в качестве приоритетной сферы социальной политики в Российской Федерации, при условии совместной целенаправленной работы станет возможным решение проблем молодых россиян, привлечение нового поколения к активной созидательной политической, культурной, социально-экономической жизни страны.

Выбор читателей