Европе еще далеко до США

Несмотря на отличную возможность, Европа не смогла полностью развить превосходство по отношению к слабеющим США. По мнению аналитиков, снижение процентных ставок со стороны ЕЦБ могло послужить толчком для роста евро

Прошедшая неделя уже в который раз оказалась роковой для единой европейской валюты. Несмотря на довольно резкую смену настроений как на валютном, так и на фондовом рынке, в целом начало года было для европейской валюты более чем благоприятным. Предновогоднее ралли европейской валюты дало повод специалистам заговорить о том, что после двух лет снижения курса двухлетнее падение наконец окончено. Некоторые даже стали утверждать, что теперь "новую" европейскую валюту ожидает период расцвета. Продолжающееся падение фондового рынка США, опасения по поводу резкого снижения прибылей американских компаний, затянувшиеся президентские выборы прошлого года и явное замедление темпов развития США привели к тому, что инвесторы начали в массовом порядке выводить свои средства с американских рынков и, в частности, с рынка ценных бумаг.

С другой стороны, если смотреть правде в глаза, предновогодний всплеск интереса к евро был обусловлен не столько положительными новостями, поступающими из Европы, сколько негативом, поступающим из Америки. При существовавшем на тот момент раскладе сил единственной более или менее приемлемой альтернативой "падающим" Штатам выглядела одна только Европа. Во всяком случае, неустойчивое равновесие азиатских экономик, грозящих новым кризисом, исключает возможность масштабного инвестирования средств в этот регион. Рынки развивающихся стран после ноябрьского, а затем еще и февральского кризиса в Турции, а также из-за возможности повторения оного в странах Латинской Америки смотрятся не менее бесперспективно.

Что же касается самих европейцев, то они уже давно "заклинают" рынок по поводу недоцененности своей валюты, поэтому новогодний прыжок курса представлялся им не только оправданным, но и совершенно закономерным. Основываясь на том, что внешнеэкономические отношения с США составляют не столь большую часть экспорта европейских стран, европейцы склонялись к тому, что им без особых последствий удастся преодолеть возможное глобальное замедление экономики, вызванное экономическими проблемами в Америке.

Поступавшие в январе-феврале экономические данные также оказались на редкость благоприятными для Европы. На фоне слабеющей американской экономики Евросоюз продемонстрировал не только увеличение объемов производства, но и рост в сфере потребления и снижение безработицы – т.е. положительное разрешение основных проблем европейских стран. На фоне речи г-на Гринспена, предупредившего о возможности замедления развития экономики США до нулевых темпов и дальнейшего падения американского фондового рынка, европейские данные выглядели более чем неплохо. Кроме того, прогнозы Всемирного банка утверждали, что в 2001 году темпы развития Европы и США должны сравняться примерно на уровне 2,5-2,7%. Вполне естественно, что на фоне положительных и превышающих американские данных европейцы поспешили сделать вывод о возможности "догнать и перегнать" США и сделать свой континент новым лидером мировой экономики. Ведь до сих пор, несмотря на постоянные уверения, Европе так и не удавалось доказать жизнеспособность предложенного (и воплощенного и жизнь) плана объединения. Невзирая на многочисленные комментарии по поводу блестящего будущего, общее состояние дел оставляло желать лучшего. Более того, проводимая Европейским Центральным банком политика, по мнению многих, явно отставала от жизни и не могла соперничать с более гибкой и уже не раз доказывавшей свою "правильность" политикой Федеральной Резервной Системы США. Возможно, именно поэтому на Всемирном экономическом форуме в Давосе представители европейских стран поспешили объявить о том, что Европа принимает эстафету первенства от США в вопросе мирового господства.

Однако не все оказалось так просто. Несмотря на не проходящую опасность масштабного экономического спада, экономика США по-прежнему сохраняет немалый запас прочности.

Поэтому в начале марта рынок занял выжидательную позицию, хотя и оптимизм по поводу евро пока что сохранялся. Кроме того, в конце марта ожидались несколько важных событий, вроде заседания ФРС и ЕЦБ, а также публикация некоторых важных экономических данных. С одной стороны, позиция и планы ФРС, вынужденной делать выбор между Сциллой и Харибдой (спадом производства и возможностью бесконтрольного развития инфляции), оставалась не совсем ясной. С другой стороны, окончание первого квартала должно было внести определенность в отношении Европы – ожидалось уточнение и, возможно, пересмотр предварительных данных.

Вторая половина марта стала для евро решающей. Решение ЕЦБ о том, что процентные ставки остаются неизменными, никого не удивило. Однако на фоне резкого, гораздо ниже прогнозного, снижения индекса IFO (индекс делового оптимизма Германии, экономика которой занимает лидирующее место среди стран Европейского Союза) и пересмотра ранее публиковавшихся данных в сторону значительно ухудшения, евро в течение буквально трех дней потерял тот статус, который он с таким трудом приобрел в первые дни 2001 года. Только за одну неделю курс европейской валюты опустился с 0,9380 EUR/$ до 0,8940 EUR/$ – к отметке, прохождение которой может снова вернуть евро на уровни, близкие к "историческим низам".



Последней каплей стало решение ФРС. Несмотря на довольно широко варьировавшиеся прогнозы, ставки были снижены всего на 0,5%, что вызвало волну резкого разочарования на американских фондовых рынках. И хотя в прежние времена столь значительное падение американского фондового рынка не могло не отразиться на привлекательности американской валюты, этот случай стал исключением. Вместе с американскими ценными бумагами вниз пошла и европейская валюта, опустившись до 0,8860 EUR/$. И хотя курс евро не задержался долго на столь низком уровне, умудрившись снова подняться к отметке 0,8940 EUR/$, пока перспективы ближайшего будущего европейской валюты остаются довольно мрачными.

Несмотря на отличную возможность, Европа не смогла полностью развить свое пусть даже мнимое превосходство. По мнению аналитиков, снижение процентных ставок со стороны ЕЦБ могло послужить толчком для очередной попытки роста, однако в нынешней ситуации, когда экономика Германии также вступает в цикл замедления, многие специалисты ожидают падения курса евро до 0,8500 EUR/$ уже в течение месяца-другого. Несмотря на то, что фундаментальные факторы говорят против столь значительного снижения, чисто психологически рынок может действительно загнать евро до этой отметки и даже ниже. Аналогичная ситуация уже наблюдалась весной и осенью прошлого года – при падающем американском фондовом рынке, когда игроки продолжали "давить" вниз и европейскую валюту. Это было целенаправленное движение, обусловленное исключительно психологическими, а не экономическими факторами. И хотя последние уже не предполагают столь значительной слабости европейской валюты, развитие событий может в точности повторить прошлый год.

Выбор читателей