Похищение, убийство, побег, отставка, суд...

На днях в Ростовском областном суде начался судебный процесс над бандой похитителей, который обещает стать сенсацией общероссийского масштаба

На днях в Ростовском областном суде начался вроде бы обычный для нашего времени судебный процесс над бандой похитителей. К сожалению, похищения с последующим возвращением жертвы за выкуп уже не являются чем-то из ряда вон выходящим. Однако в этом инциденте все было сенсацией – по крайней мере областного масштаба. Во-первых, похищенный оказался сыном управляющего ростовским областным Сбербанком Королькова. Понимая, что папаша – человек отнюдь не бедный, вымогатели просили за Максима сначала 500 тысяч "американских рублей", потом аж 800. Во-вторых, состав похитителей тоже оказался на высоте: четверо бандитов – действующие работники милиции, один – бывший. В третьих, способ освобождения заложника: похищенному, который полтора месяца провел в заточении, удалось завладеть пистолетом и бежать, убив одного из своих "охранников".

...Вечером 4 ноября 1998 года 22-летний Максим Корольков – аспирант Ростовской экономической академии – не пришел домой. Родители немедленно забили тревогу. Сотрудникам правоохранительных органов удалось выяснить, что последним парня видел сторож гаражного кооператива, куда Максим ставил машину. Естественно, основной версией следствия стало похищение. Вскоре она подтвердилась. Королькову-старшему позвонили неизвестные и потребовали за сына выкуп – 800 тысяч долларов.

В ГУВД Ростовской области была образована оперативная группа под руководством сотрудников Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ. К работе были подключены сотрудники УСБ МВД России и Генеральной прокуратуры РФ. Долгое время о судьбе похищенного ничего не было известно. Почти месяц СМИ молчали о сенсационном ЧП, выполняя просьбу сыщиков, считавших, что утечка сведений могла повредить Максиму. Однако милицейские операции срывались одна за другой. Именно в этот момент оперативники пришли к выводу, что в их ряды затесался "крот" – человек, который информировал похитителей обо всех милицейских планах и готовящихся операциях. Тогда за помощь в розыске Королькова-младшего Сбербанк России объявил вознаграждение в 100 тысяч долларов.

Но 27 января похищенный заложник... освободил себя сам. Если верить версии, растиражированной средствами массовой информации, Максим нашел общий язык с одним их своих "телохранителей", то ли пожалевшим парня, то ли соблазнившимся большой суммой "отката". Дальнейшие события напоминали боевик. Заложник получил пистолет, застрелил второго охранника и бежал. Следователи потом пришли к выводу, что Максим не превысил меры самообороны при побеге, так как у него не было иного выхода.

Правоохранительные органы бодро рапортовали: "В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были установлены члены организованной преступной группы, совершившие похищение, и 27-28 января 1999 года сотрудниками ГУБОП МВД России, УСБ МВД России, УБОП, ОПУ и ОТМ при ГУВД Ростовской области находящийся в заложниках М. Корольков был освобожден". То есть налицо некоторая неувязочка: если вся эта объединенная бригада спецслужб вытаскивала заложника из бандитских застенков, то почему он умудрился самостоятельно застрелить охранника? А если заложник все-таки освободился сам, то чем в этот момент занимались спецслужбы?

Впрочем, это уже детали. Главное, что в считанные дни после того, как Максим сумел освободиться, были задержаны и первые подозреваемые в похищении. Сперва удалось арестовать 8 членов преступной группы, из которых четверо – действующие сотрудники милиции, еще один – бывший сотрудник ОВД. При осмотре и обыске в частном домовладении одного из преступников, где содержался в заложниках Корольков-младший, был обнаружен труп гражданина Ефимченко Владимира Викторовича, 1966 г. рождения, проживавшего в г. Ростов-на-Дону, директора ООО "Редио-Дон", с огнестрельными ранениями. В ходе проведения обысков у преступников изъято: 2 пулемета Дегтярева; 2 автомата Калашникова; приспособление для бесшумной стрельбы; 6 пистолетов; 4 охотничьих карабина; 1 помповое ружье; 6 магазинов к автоматам; 6 магазинов к пистолетам; 12 штук гранат Ф-1; 9 взрывателей к гранатам УЗРГМ; 11 электродетонаторов; 500 г пластида; 3 самодельных взрывных устройства; больше 1000 патронов различного калибра; 3 оптических прицела; прицел ночного видения; арбалет; сканирующее устройство и 26 штук носимых радиостанций.

В ходе дальнейшего расследования преступной деятельности этой ОПГ выяснилось еще много интересного. У бандитов был обнаружен целый список влиятельных бизнесменов, которых преступники собирались похитить. То есть преступники собирались поставить на поток этот выгодный бизнес, а похищение сына банкира оказалось первым из серии готовящихся преступлений. Хотя и без планируемых похищений грехов у бандитов хватало. Кстати, во время следствия удалось вычленить и того самого "крота": один из похитителей был связан со следственно-оперативной группой, занимавшейся розыском Королькова. Благодаря его усилиям прослушивались даже разговоры оперативников, и преступники узнавали обо всех планируемых операциях заранее.

Всего на скамью подсудимых село 14 человек, еще двоих подозреваемых продолжают усиленно разыскивать. Согласно предъявленному обвинению, на счету этой группы несколько ранее совершенных преступлений – убийства и два разбойных нападения.

Похищение и благополучное освобождение Максима Королькова спровоцировало в области еще два скандала. Корольков-старший из-за случившегося ушел в отставку с поста председателя отделения Сбербанка. Сказались слухи о том, что похищение могло быть связано не просто с вымогательством денег, а с попыткой оказать давление на банкира-отца, проводившего крайне рискованную кредитную политику, в результате которой банк по невозвращенным кредитам и смежным показателям оказался на последнем месте в системе Сбербанка России.

А в ростовской милиции после задержания "оборотней" разразился скандал, приведший в результате к смене начальника областного ГУВД и к началу крестового похода против преступников в милицейской форме. После смены милицейского руководства слухи о дикой коррумпированности ростовских правоохранительных органов только усилились. Утверждали даже, что ростовская милиция — на первом месте по коррумпированности в России, что в отношении 64 сотрудников ГУВД Ростовской области возбуждены уголовные дела по обвинению в коррупции, убийствах и грабежах. Правда, в УВД приводились другие цифры, но вряд ли кто-то им верил. Тем более что на Дону наблюдается скачок преступности, и во многих инцидентах действительно принимают участие бывшие и действующие сотрудники милиции.

Так что слушаниям в Ростовском областном суде явно обеспечен повышенный интерес со стороны общественности и прессы. Кроме того, именно сейчас может выясниться еще масса новых подробностей деятельности преступников. Судебный процесс обещает быть довольно громким.

Выбор читателей