Железная логика второго российского Зевса

Принципиальные кадровые решения Владимира Путина носят совершенно иной характер, чем многие громкие "рокировочки" его предшественника

Кадровые решения первого российского Президента (знаменитые "рокировочки") всегда ошеломляли своей неожиданностью, готовились в глубокой тайне и потрясали всю верхушку российской властной системы. Борис Ельцин вел себя как Зевс-громовержец, обитающий на продуваемой всеми ветрами вершине Олимпа. Подчиняясь ему одному известным мотивам, он систематически устраивал на "священной горе" нашей политики кадровые перетряски, изгоняя оттуда одних и призывая других.

Таинственный и закрытый плотными облаками Олимп - подходящий образ для описания традиционной российской власти, во главе которой обычно находится "хозяин" страны (царь, император, генсек, президент), окруженный несколькими приближенными советниками, в кругу которых и в тайне от всего общества готовятся главные решения. Европейские традиции осуществления политики с определяющим участием политических партий, парламента, широким коллегиальным обсуждением, активными общественными дискуссиями, сложными коалициями отличаются от отечественных образцов так же, как нравы мифологического Олимпа от реальной жизни античных полисов.

В этом смысле по внешнему виду вчерашние решения Владимира Путина не вышли за рамки обычных подходов. Скрытность, внезапность, напор - вот вполне привычный для нас стиль произошедших перемен в "силовом блоке" российской власти. Даже лидеры парламентских фракций, с которыми накануне встретился глава государства для обсуждения "важнейших вопросов внутренней и внешней политики" были в полном неведении о предстоящих переменах. Как и "Единство", чей лидер стал одним из ключевых "силовых" министров.

Однако по содержанию первые принципиальные кадровые решения Владимира Путина носят совершенно иной характер, чем многие громкие персональные перестановки его предшественника.

Во-первых, они строго функциональны. Все назначения связаны с реализацией ясных политических задач. Сергей Иванов будет осуществлять военную реформу. Владимир Рушайло - переориентирует Совбез главным образом на решение чеченской проблемы. Борис Грызлов займется "огражданиванием" МВД. Михаил Фрадков, опираясь на свое тонкое знание современной экономики, - борьбой с теневой экономикой и вывозом капитала. Александр Румянцев - восстановлением пошатнувшейся репутации Минатома и выяснением того, что там на самом деле происходит (в том числе и с отработанным ядерным топливом).

Во-вторых, новые назначения резко усиливают властные позиции двух ведущих фигур страны - В. Путина и С. Иванова.

В-третьих, при всей многочисленности перемещений нет ни малейшего намека на скандалы. Все сделано аккуратно и достойно, никто не может упрекнуть президента в неуважении к заслуженным людям (Игорь Сергеев стал помощником Президента по стратегическим вопросам, Вячеслав Солтаганов перешел в Совбез, Владимир Рушайло стал главой последнего).

В-четвертых, впервые министром обороны новой России стал не кадровый военный, а в настоящий момент - и вовсе гражданское лицо. То же относится и к новым министру внутренних дел и главе ФСНП. Но главное - впервые произошла очень важная вещь - политическое руководство министерств отделено от аппаратного (профессионального, бюрократического). На наших глазах возникает принятая во всех современных европейских демократиях схема: политик во главе ведомства определяет стратегию его деятельности, а техническую работу по ее профессиональной реализации осуществляют специалисты (как В. Васильев, ставший вчера первым замминистра внутренних дел). Возможно, это самое важное из того, что произошло вчера.

Итак, ясные политические задачи. Дальнейшее укрепление позиций президента, консолидация его команды. Отсутствие скандального оттенка в переменах. Принципиально новое соотношение политики и бюрократии.

Представляется, что все это в целом совсем неплохо. Можно сказать, что сделан шаг в верном направлении. Конечно, традиционная природа российской власти всерьез пока не меняется. Ключи по-прежнему остаются в руках одного человека. Общество и его главные институты (парламент, партии, СМИ) - по-прежнему в стороне от принятия решений (во многом - добровольно). Но все же отделение политики и политических задач от ведомственных (бюрократических) интересов нельзя не приветствовать. Можно надеяться, что со временем такой подход даст позитивные результаты и позволит провести полноценную политическую и административную реформы.

Российская политика и власть по-прежнему живут по законам Олимпа. Но второй по счету российский Зевс в отличие от первого действует не в пример более рационально и, похоже, все в большей степени знает, чего именно хочет добиться.

Выбор читателей