Простые люди против людей Путина

Выборы мэра Южно-Сахалинска обнаружили новую тенденцию в развитии российской системы власти. Опыт Южно-Сахалинска и его нового мэра Федора Сидоренко может распространиться на всю страну

В политической жизни страны роль мэров российских городов до сих пор была незавидной. Не раз их пытались использовать в борьбе с непокорными губернаторами (вспомним многолетнюю тяжбу мэра Владивостока Черепкова с Наздратенко).

Выборы мэра Южно-Сахалинска можно назвать в этом плане и уникальными, и закономерными. Они обнаружили новую тенденцию в развитии российской системы власти. Опыт Южно-Сахалинска и его нового мэра Федора Сидоренко может распространиться на всю страну.

Сахалин – смена вех?

Когда начались эти выборы, никто не ожидал от них чего-то необычного, да и просто интересного. На должность мэра областного центра – Южно-Сахалинска претендовали действующий мэр Федор Сидоренко и главный федеральный инспектор по Сахалинской области Юрий Никулин. На стороне федерального инспектора была такая "тяжелая артиллерия" как поддержка полпреда Константина Пуликовского, движения "Единство" и ее лидера Сергея Шойгу, а также сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова. Сам Никулин уверенно позиционировал себя как "человека Путина", обещал навести в городе порядок. На его имидж работали две телекомпании и большинство печатных СМИ. Его рейтинг уверенно приближался к рейтингу Федора Сидоренко (планке где-то в 30 процентов) и грозился так же уверенно его обогнать.

Но тут случилось нечто неожиданное и судьбоносное – не только для этой предвыборной кампании, но и, как мы увидим дальше, для будущего государственного устройства нашей страны.

Человек Путина и Солженицына?

Неожиданно "человеком Путина" объявил себя и Федор Сидоренко. И это оказался не тонкий пиаровский ход, а четкая политическая позиция, точнее – хозяйственно-политическая позиция. И команда мэра сумела обозначить эту позицию достаточно убедительно не только словами, но и делами.

Вспомним, что проблемами жилищно-коммунального хозяйства (а это главная забота любого мэра) после событий в Приморье озаботился и сам президент. Так что движение с этой стороны есть. Встречное движение – снизу – и обозначил мэр Южно-Сахалинска. По его мнению, основу властной вертикали составляют президент и главы местных администраций, мэры городов. Это – величины постоянные, без которых в стране не будет работать ничего: от котельной до армии. А все, что находится между ними – полпреды, федеральные инспекторы, губернаторы, – величины переменные. Сегодня они есть, а завтра упразднены, реформированы, подменены.

Эта позиция (можно даже назвать ее идеологией, новой национальной идеей, подтверждающей идеи Солженицына о местном самоуправлении) нашла поддержку у коллег Федора Сидоренко. Ассоциации российских, дальневосточных и шахтерских городов поддержали южно-сахалинского мэра. Засомневался даже решительный Константин Пуликовский: бороться с этой новой силой, как с мятежом, бунтом на корабле или сделать ее союзником, использовать ее конструктивную силу в интересах государства?

Окончательное решение так и не было принято: с одной стороны, полпред отказался от прямой публичной поддержки на выборах своего подчиненного, Юрия Никулина, с другой стороны, в отношении Федора Сидоренко не прозвучало ни критики, ни одобрения. Позиция официального представителя федеральной власти оказалась по-своему мудрой: пусть соперники в честной борьбе покажут, кто сильнее.

Но даже такая нейтральная позиция была важна для Сидоренко – на следующий день у него должен был состояться суд, который под мелким формальным предлогом мог снять действующего мэра с дистанции. Однако судьи не рискнули взять на себя такую ответственность.

Южно-Сахалинск: конец старой вертикали, начало новой?

Что касается самой предвыборной борьбы, то команда мэра целиком выдержала ее в духе продекларированной хозяйственно-политической позиции. Пока Юрий Никулин делал громогласные заявления, действующий мэр принципиально отказывался от роли политика, продолжая заниматься городским хозяйством. На телеэкране он почти не появлялся, ездил по ЖЭУ, наказывал нерадивых коммунальных начальников, убирал снег с улиц, строил водозаборы.

Все точки над этим соперничеством разных подходов к управлению городским хозяйством расставила стихия: 4 марта, за две недели до дня выборов, на город обрушился сильнейший циклон. Ураганный ветер срывал крыши с домов, рвал линии электропередач. Снег полутораметровым слоем завалил дороги, делая невозможной работу аварийных служб, всех служб жизнеобеспечения города: от "скорой помощи" до подвоза хлеба в магазины. Пригородные поселки были буквально отрезаны от цивилизации, жилые дома оказались на грани разморозки.

Ситуация, которая в Приморье была рукотворной (из-за нерадивости чиновников), на Сахалине была создана природой. И сразу стали очевидными и рекламная публичность Юрия Никулина, и уверенная работа Федора Сидоренко. Все аварийные спасательные службы, которые курировал Юрий Никулин, в этой экстремальной ситуации подчинились указаниям мэра Южно-Сахалинска как более разумным и компетентным. И после того как город вышел из борьбы со стихией с минимальными потерями и нормальная жизнь была быстро восстановлена, результаты выборов были предопределены. 54% против 29% в пользу Федора Сидоренко.

Хотели как всегда, получилось лучше

Но нас больше интересуют последствия этих выборов для всей страны. И здесь, во-первых, следует отметить, что впервые в политической практике последних лет столь сокрушительное поражение потерпел федеральный инспектор, чиновник властной вертикали.

Во-вторых: сколько раз мы с горечью говорили: опять политика одержала верх над экономикой. После выборов мэра Южно-Сахалинска мы можем пусть пока еще робко, но надеяться: экономика научилась побеждать политику. Общественное благо оказалось важнее интересов отдельных чиновников.

Избирательная урна... для мусора

Практически все политики и средства массовой информации Сахалина сошлись во мнении, что местные выборы были беспрецедентно грязными и скандальными.

Андрей Лебедев, консультант по работе со СМИ (СПб):
"У команды Юрия Никулина оставалось одно средство вырвать победу – "вброс" бюллетеней на избирательных участках и подмена урн. Тем более что территориальную избирательную комиссию возглавлял его бывший подчиненный, а ныне преемник на посту начальника областного Центра Стандартизации и Метрологии.
Махинации с бюллетенями задумывались масштабные. Было дополнительно отпечатано 55 тысяч бюллетеней, изготовлены и спрятаны на избирательных участках дополнительные урны. Когда одна из таких урн, доверху набитая бюллетенями "За Никулина", была наблюдателями обнаружена, члены избирательной комиссии заявили, что это урна для мусора!"

Для эффективной борьбы с махинациями было резко увеличено число наблюдателей. Количество наблюдателей от Федора Сидоренко в отдельные часы на отдельных избирательных участках доходило до 11! Была организована мобильная юридическая группа, которая по первому сигналу выезжала на избирательный участок и фиксировала нарушение. Удалось даже поймать за руку одного из подбрасывавших в урну пачку бюллетеней.

Со стороны это выглядело как сражение, которое разыгралось между технологами Никулина и общественными организациями города (все они, кроме "Единства", поддержали мэра). Накал сражения все нарастал: стоило наблюдателям Сидоренко на избирательных участках чуть ослабить бдительность, как тут же, словно из-под снега, появлялись автобусы с "избирателями" и в урны летели толстые пачки заготовленных бюллетеней.

Но свое самое проверенное средство соперники приберегли напоследок. Когда после 21 часа подавляющее большинство участков уже было обсчитано и итоги доложены по инстанции, неожиданно пошли веерные отключения электроэнергии по районам города. Искусственное затмение давало аутсайдеру последний шанс повлиять на результат.

Победа Сидоренко, тем не менее, вышла более чем убедительной. Единственный избирательный участок, на котором Никулину удалось стать лидером – 58 голосов против 24, – оказался психиатрической лечебницей. Об этом немедленно написали газеты. Лучше бы он там не побеждал...

Владимир Пашковский, политический консультант (СПб):
"Команда инспектора работала по накатанной схеме. Провела "праймериз", предварительные выборы, несколько усовершенствованные по сравнению с первым, питерским вариантом 2000 года. Естественно, победу присудила себе. Был ряд подставных кандидатов, которые затем снимались один за другим в пользу "человека из команды президента".
Самое сложное в технологии раскрутки незасвеченной фигуры, каковой федеральный инспектор предстал на его родном Сахалине, – помочь рейтингу новорожденного перевалить за 30 процентов. До такого уровня он растет почти автоматом, настоящая работа команды начинается после. В этот раз рейтинг уперся в отметку "29". Дальше – ни шагу. Несмотря на то, что потенциал роста был: беспроигрышная легенда (все-таки "человек Путина") плюс полный контроль над местным ГТРК.
Увы, "соратнику" президента так и не удалось преобразовать потенциальную энергию многообещающего мифа в кинетическую энергию всенародной поддержки. К сожалению ли для Путина? Скорее – к счастью..."

И, наконец, последний штрих к прошедшей кампании: ни Никулин, ни губернатор Фархутдинов не поздравили нового мэра. Это говорит о том, что победа Сидоренко оказалась для них совершенно неожиданной. Можно сказать, что победа была неожиданной для всех, кроме команды самого Федора Сидоренко.

Выбор читателей