Милошевича приказано арестовать,
но не для Гааги

Югославская полиция получила приказ арестовать Слободана Милошевича. Однако его арестовывают не для выдачи Международному трибуналу, а для ответа перед югославским правосудием

Югославская полиция получила приказ арестовать экс-диктатора Слободана Милошевича, занимающего сейчас государственную резиденцию в пригороде Белграда. С заявлением об этом выступил глава МВД Сербии Душан Михайлович. По его словам, никто не может стоять над законом, и экс-президент Югославии будет оставаться под домашним арестом до тех пор, "пока не будет доставлен в судебные органы" по обвинениям в злоупотреблениях властью.
Ранее сообщалось, что полиция около полудня должна предпринять еще одну попытку арестовать Милошевича. Первая - минувшей ночью завершилась безрезультатно. Милошевич отказался подчиниться требованиям полицейских.

Михайлович сообщил, что Милошевичу предъявлены обвинения в уголовных преступлениях - злоупотреблении служебным положением и финансовых преступлениях. О выдаче экс-президента Трибуналу ООН по расследованию военных преступлений, совершенных на территории бывшей Югославии речи не идет.

В то же время, сам Милошевич, по словам министра, заявляет, что "живым в тюрьму он не поедет".

В настоящее время сербская полиция блокировала резиденцию бывшего лидера Югославии. Прошлой ночью бойцы спецподразделений полиции предприняли попытку штурма резиденции Милошевича, однако были вынуждены отступить после короткой перестрелки с охраной. По предварительным данным, в ходе ночного штурма два человека получили ранения. На машинах скорой помощи увезли раненых полицейского и фоторепортера.

Высокопоставленный представитель сербских властей, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что основной причиной провала операции послужили разногласия между руководством югославский полиции и армии, одно из подразделений которой несет охрану резиденции экс-президента. Эту информацию подтвердил и министр внутренних дел, сообщивший, что "югославская армия фактически подчиняется людям из окружения Милошевича".

Местная газета Politika со ссылкой на "самые надежные источники" в МВД Сербии сообщила, что приказ охране Милошевича оказать сопротивление полиции был отдан начальником генштаба югославской армии Небойшей Павковичем.

По некоторым сообщениям, планы силовой операции пришлось отложить после того, как выяснилось, что в зданиях, принадлежащих экс-президенту, содержится много тяжелого оружия.

Власти до сих пор крайне скудно комментируют сообщения о произошедшем ранее задержании Милошевича и его освобождении.

К 9:00 по московскому времени полиция оттеснила от резиденции Слободана Милошевича журналистов и его сторонников, дежуривших здесь всю ночь из-за сообщений о готовящемся аресте экс-президента СРЮ. C расстояния в несколько сот метров уже нельзя видеть, что происходит во дворе особняка. Полицейские сказали, что приняли эту меру "в целях безопасности граждан". Местные СМИ со ссылкой на источники в правительстве СРЮ сообщали, что силы безопасности имеют задание "завершить операцию" в ближайшие часы.

Квартал, в котором находится занимаемая Милошевичем резиденция, со всех сторон окружен сотнями полицейских автомобилей. Никто из членов правительств СРЮ и Сербии в течение всей ночи не откликался на звонки журналистов и не выступал с официальным сообщением о происходящем.

"У меня все хорошо!" - Милошевич привествует своих сторонников у дверей резиденции
Около часа ночи первый государственный канал Радиотелевидения Сербии (РТС) сообщил, что "бывший президент Югославии арестован". Затем последовали опровержения этой информации из уст высокопоставленных функционеров оппозиционной Социалистической партии Сербии (СПС), которую возглавляет Милошевич. Полчаса спустя он появился на пороге резиденции и помахал рукой своим сторонникам, а затем в телефонном интервью радио "Б-92" сказал: "В этот момент я пью кофе с друзьями и ничего не боюсь".

После штурма его резиденции спецназовцами в масках, воруженными короткоствольными автоматами, ситуация до восьми Yтра оставалась неизменной: у особняка дежурил бронетранспортер, в окнах здания на первом этаже горел свет.

Десятки полицейских в шлемах и бронежилетах, а также в обычных униформах не позволяли гражданам приближаться к воротам и грелись вместе с ними у костров. "Всенародного протеста", как об этом заявляла СПС, в связи ожидаемым арестом Милошевича не наблюдается. У его резиденции находились несколько десятков пожилых людей и подвыпивших зевак. Журналистов было в несколько раз больше.

Вечером в пятницу к дому Милошевича в белградском районе Дединье подъехало несколько машин, в том числе полицейский микроавтобус и машина скорой помощи. Это породило предположения о предстоящем аресте экс-президента.

Затем конвой полицейских джипов вывез Милошевича из его резиденции и доставил в белградский Дворец правосудия. Что там происходило до сих пор доподлинно неизвестно, однако представители правительства заявили, что Милошевич предстал перед судьей.

Тем не менее, примерно в час ночи в субботу Милошевич вернулся к своему дому и поприветствовал несколько сот своих сторонников, собравшихся там после сообщений о том, что власти готовятся арестовать бывшего лидера. Милошевич, впрочем, ничего не сказал и скрылся в дверях дома. Полчаса спустя по белградскому радио Милошевич сказал: "Чувствую себя хорошо, пью кофе с друзьями".


Первая реакция на ночные события в югославской событии поступила из Вашингтона."Мы всегда утверждали, что Слободан Милошевич должен предстать перед правосудием", - заявил президент США Джордж Буш, добавив, что США пристально следят за развитием ситуации в Белграде.
Ранее Администрация США потребовала от Югославии арестовать Милошевича и передать его в руки международного трибунала ООН по военным преступлениям до 31 марта 2001 года. В противном случае Вашингтон грозит отказать Белграду в выделении финансовой помощи на сумму в $100 миллионов.

Вслед за сообщениями об аресте Милошевича поступило заявление от Международного трибунала по военным преступлениям в Гааге, который в течение последних лет добивается выдачи экс-президента для суда. Генеральный прокурор трибунала Карла дель Понте заявила, что власти в Белграде должны как можно скорее пообещать, что Милошевич будет выдан в ближайшее время.

Президент Югославии Воислав Коштуница выступает против выдачи Милошевича Гааге. Точка зрения югославского правительства, если судить по последним заявлениям, сводилась к тому, что Милошевич должен быть осужден на территории Югославии за преступления против своего народа. Под этим в первую очередь понимаются нарушения прав человека и коррупция.

В начале марта Карла дель Понте встречалась с Коштуницей, однако, стороны так и не могли прийти к соглашению. Тогда главный прокурор Гаагского трибунала заявила, что будет выступать за принятие жестких мер в отношении Белграда, если югославская сторона и далее будет отказывать трибуналу в сотрудничестве.


Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей