США и Китай: первоапрельские летчики

В отношениях между США и Китаем возник новый очаг напряженности после столкновения американского патрульного самолета и китайского истребителя. Обе стороны выдвигают взаимные обвинения

В отношениях между США и Китаем возник новый очаг напряженности после столкновения американского патрульного самолета ЕР-3 Aries II и китайского истребителя Ф-8 над водами Южно-Китайского моря. Обе стороны выдвигают взаимные обвинения.

Всю вину за случившееся Китай возлагает на США, заявляет, что американский самолет ЕР-3 нарушил китайское воздушное пространство и требует извинений и компенсации за свой погибший истребитель.

Американское командование, в свою очередь, отрицает заявления Пекина о том, что столкновение между разведывательным самолетом и китайским истребителем произошло в воздушном пространстве КНР. По словам американцев, это случилось в 80 милях от берега, то есть далеко за пределами 12-мильной границы территориальных вод Китая.
США также отвергают заявления КНР о том, что американский самолет ударил носовой частью и левым крылом китайский истребитель, нанеся ему повреждения, которые привели к его гибели. Американские военные говорят, что неповоротливый турбовинтовой тихоход ЕР-3, который обычно летает по прямой, вряд ли мог врезаться в юркий реактивный истребитель.

После столкновения американский пилот совершил вынужденную посадку на территории Китая на южной оконечности Хайнаня. Никто из американских летчиков не пострадал, однако спасатели до сих пор не могут найти пилота китайского истребителя.

Сейчас речь идет о возвращении 24-х членов американской команды и их самолета, который оснащен высокотехнологичными средствами наблюдения, позволяющими следить за сигналами китайских радаров. Как сообщил посол США в Китае Джозеф Пруэр, американские дипломаты уже находятся на пути в Хайнань, чтобы встретится с экипажем

Главнокомандующий американской Тихоокеанской эскадры адмирал Деннис Блэр, отверг обвинения Пекина в том, что американский самолет протаранил китайский реактивный истребитель, что привело к гибели последнего. Адмирал заявил, что это вина самих китайских летчиков, кроме того, он подверг резкой критике действия пилотов за "агрессивную" тактику, применяемую в последнее время китайцами при попытках перехвата американских самолетов, о чем американская сторона неоднократно уведомляла власти КНР. Однако никакого ответа получено не было, отметил Блэр. "Это не нормально толкаться бамперами в воздухе, как это делают на земле", - сказал адмирал.

Тихоокеанское командование уже обратилось с требованием к китайским властям о возращении им летчиков, захваченных на китайской территории. По словам адмирала Блэра, с момента их захвата с членами экипажа не было никаких контактов. Последнее сообщение передал командир корабля, который отрапортовал, что экипаж в порядке, и они совершили вынужденную посадку.

Министерство иностранных дел Китая чуть раньше сделало заявление, что летчиков "устроили должным образом", однако не сообщили о месте их пребывания.

По сообщениям наблюдателей в Пекине, позиция Китая в отношении США стала еще более жесткой после того, как два года назад во время бомбардировки Белграда силами НАТО было разрушено китайское посольство. Более того, между Пекином и Вашингтоном возникло взаимное недоверие, после того как президент Буш сказал, что рассматривает Китай не как стратегического партнера, а как соперника.

Между тем, военные источники в Токио полагают, что предметом особого внимания в ходе нынешнего полета были нацеленные на Тайвань ракетные установки в китайской провинции Фуцзянь, которые Пекин, по американским данным, в последнее время усиленно укрепляет.
По их данным, американский турбовинтовой четырехмоторный разведывательный самолет ЕР-3 вылетел с базы Кадена на южном японском острове Окинава. Как сообщили источники, он совершал "рутинную миссию" в 140 км от Хайнаня в спорной зоне в Южно- Китайском море, на которую претендуют КНР, Вьетнам и Филиппины. Задача таких самолетов - перехват сигналов с военных объектов.
ЕР-3 действуют в паре со спутниками, накладывая на сделанные из космоса изображения объектов данные о ведущихся там электронных переговорах и других перехваченных сигналах.

Выбор читателей