Бывший слуга народа получил 20 лет

На днях Челябинский областной суд вынес обвинительный приговор 22-м бандитам, которым теперь в общей сложности предстоит провести за решеткой 180 лет и 6 месяцев. Но история банды Морозова на этом не заканчивается

На днях Челябинский областной суд вынес обвинительный приговор 22-м бандитам, которым теперь в общей сложности предстоит провести за решеткой 180 лет и 6 месяцев. Но история банды Морозова на этом не заканчивается, хотя главарь, которому пророчили "вышку", отделался 20-ю годами лишения свободы, правда, с отбыванием первой половины срока на тюремном режиме. Главной же сенсацией этого процесса стало упоминание в приговоре фамилий нынешнего мэра города Касли Игоря Дятлова и весьма известного гражданина Жакслыка Алтынбаева из разряда "бывших" (бывшего лидера челябинского отделения движения "Наш Дом – Россия", бывшего депутата Государственной думы от Челябинской области и бывшего начальника департамента сельского хозяйства администрации Челябинской области).

43 преступных эпизода, описанных в 40 томах уголовного дела, и относительно суровый приговор – вот итог работы правоохранительных органов по банде Морозова, одной из самых крупных преступных группировок России. Умышленные убийства, похищения, изнасилования, разбойные нападения и экономические преступления – неполный перечень подвигов "морозовцев".

Александр Морозов был отправлен за решетку в мае 1997 года. Сперва его лишили депутатской неприкосновенности, а затем, по представлению прокурора области – и депутатских полномочий. Поводом для лишения свободы послужили дорожно-транспортное происшествие и неповиновение требованиям сотрудника милиции. На этом этапе главаря преступного сообщества пыталась защитить возмущенная общественность: милицию обвиняли в произволе, гневные петиции в органы надзора следовали одна за другой. В защиту экс-депутата выступали Тельман Гдлян, Лев Рохлин и Владимир Жириновский, крутые адвокаты вроде Сергея Котова, защищавшего в свое время Валерию Новодворскую, а растроганный народный артист Иосиф Кобзон, будучи в Челябинске на гастролях, передал в камеру, где сидел Морозов, книгу мемуаров с автографом "Саша, держись!".

Но потом защитники несколько поутихли. Особенно после того, как в деле Морозова появились обвинения гораздо более серьезные, чем дорожно-транспортное происшествие. Например, организация преступного сообщества, убийство генерального директора Государственного пищекомбината "Казак уральский" Подшивалова и конкурента по предпринимательской деятельности в Златоусте Михальченко, который был расстрелян боевиками из группы Морозова. Сюда же стоит добавить изнасилование девушки, совершенное при свидетелях в златоустовском ДК "Металлург", а также нападение на кассира с зарплатой для одного из златоустовских предприятий.

Дело "морозовцев" раскручивали много лет, но самые первые зацепки появились после трагического инцидента с Подшиваловым, генеральным директором комбината "Казак уральский". Вечером 16 февраля 1995 года во дворе одного из домов на северо-западе Челябинска он был зверски избит неизвестными преступниками. Потерпевшего доставили в больницу с черепно-мозговой травмой, где он и скончался, не приходя в сознание. Следственно-оперативная группа установила, что убийство связано с хищением спирто-водочной продукции с "Казака уральского". Дальнейшая отработка версии и позволила выявить организованную преступную группировку, которая причастна к убийству Подшивалова и другим преступлениям.

В ходе следствия всплыли детали, которые удивили даже многоопытных работников милиции. Скажем, во время задержания одного из членов группировки в подмосковном пансионате в холодильнике был обнаружен пакет с миллиардом рублей. А вина Геннадия Подшивалова перед экс-депутатом заключалась в том, что он запретил поставлять продукцию комбината фирмам Морозова и потребовал у них предоплаты и обязательной выплаты прошлых долгов.

Морозов убрал несговорчивого директора и поставил на его место... Игоря Дятлова, нынешнего мэра города Касли. Способствовал этому назначению начальник департамента сельского хозяйства Жакслык Алтынбаев. В свою очередь, Дятлов назначил на ключевые посты на комбинате (главбух, начальник охраны и т.д.) родственников Морозова и закрыл глаза на огромные долги Морозова перед "Казаком Уральским". Благодарный Морозов финансировал предвыборную кампанию в Госдуму Алтынбаева и поездку Дятлова в Испанию. Ситуация с хищениями на комбинате переломилась лишь после ареста Морозова.

Факт присутствия фамилии каслинского мэра в приговоре по процессу "морозовцев" решающим образом повлиял и на другой процесс. Бывший мэр Каслей В. Гвоздев обвинил в начале этого года Дятлова в предвыборном подлоге и потребовал признать решение о выборах Дятлова каслинским главой незаконным. Но районный суд вынес решение в пользу Игоря Дятлова. Тогда проигравший Гвоздев подал апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию.

29 марта 2001 года Челябинский областной суд вернул "дело Дятлова" в районный суд с требованием рассмотреть заявление о незаконности мэрских выборов в Каслях вторично. Кроме этого, прокурор области А. Брагин заявил, что уже в начале лета начнется новый процесс по банде Морозова, в котором будут рассмотрены обвинения по экономическому блоку преступлений, где вновь будут фигурировать показания главы Каслей и депутата Законодательного собрания области Игоря Дятлова. Так что продолжение следует...

Выбор читателей