Нагорный Карабах в центре "порочного круга"

В США начинается встреча президентов Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху. Проблема возникает всякий раз, когда речь заходит о его статусе. Баку готов предоставить НК "самую широкую автономию", но в рамках Азербайджана. Противоположная сторона настаивает на независимости НК

Встреча президентов Азербайджана и Армении - Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна, посвященная урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, открывается в самой южной точке континентальной части США в курортном городе Ки-Уэст.
Это будет уже семнадцатое по счету "рандеву" глав двух закавказских государств.

Впервые встреча проводится под эгидой госсекретаря США Колина Пауэлла и при непосредственном участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. В связи с этим в Ки-Уэст также приехали российский, американский и французский послы по особым поручениям - Николай Грибков, Керри Кавано и Жан-Жак Гайярд.

Как стало известно из дипломатических источников, сопредседатели намерены представить для обсуждения президентами три варианта решения карабахской проблемы - пакетный, поэтапный и на основе принципа "общего государства". Эти предложения были выдвинуты Минской группой еще в 1997-1998 гг., уже обсуждались сторонами конфликта, но компромисс до сих пор не найден. Тем не менее, международные посредники заявляют, что данные инициативы остаются на столе переговоров. По словам высокопоставленного сотрудника администрации США, есть надежда, что президенты Азербайджана и Армении смогут взять их этих предложений хотя бы отдельные элементы, которые в совокупности создадут основу для окончательной договоренности.

Переговоры начнутся с раздельных встреч президентов с госсекретарем США, а затем во время рабочего ленча состоится официальное открытие саммита. После этого запланирован выход Пауэлла, Алиева и Кочаряна к журналистам.
Далее - до 7 апреля - обсуждение проблемы продолжится уже без Пауэлла в двустороннем формате между президентами и в расширенном составе с участием "тройки" Минской группы. Всего в Ки-Уэст съехались около 100 дипломатов и примерно столько же журналистов.

В посольствах Азербайджана и Армении в Вашингтоне подтвердили, что перед началом переговоров прибывшие в США президенты двух стран не делали специальных заявлений. Официальные представители администрации Джорджа Буша также воздерживаются от каких-либо прогнозов в отношении возможного исхода встречи в Ки-Уэст.

В своих публичных заявлениях американские официальные лица высказывают только очень "осторожный оптимизм" по поводу возможных итогов встречи. Как полагают эксперты, в Вашингтоне понимают, что поиск взаимоприемлемого варианта решения карабахской проблемы чрезвычайно сложен. Не случайно продолжающиеся уже семь лет после окончания военных действий в Нагорном Карабахе в 1994 г. переговоры были бесплодными.

Ранее министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев уже заявил, что на встрече не только не будут подписаны какие-либо договоренности, но и вряд ли принят хотя бы декларативный документ.

"Порочный круг" на переговорах образуется всякий раз, когда речь заходит о статусе Нагорного Карабаха. Баку декларирует готовность предоставить НК "самую широкую автономию", но непременно в рамках Азербайджана. Противоположная сторона настаивает на независимости Нагорного Карабаха.

Наблюдатели полагают, что Вашингтон взялся за организацию этой встречи, преследуя, прежде всего, экономические и геополитические цели. Новая администрация США хочет заявить о том, что продолжает считать этот регион "зоной жизненно важных для себя интересов". При этом многие наблюдатели отмечают, что у США практически нет рычагов воздействия на ситуацию в отношениях между Азербайджаном и Арменией, которые помогли бы найти быстрое решение проблемы Нагорного Карабаха.

Перед началом переговоров в Ки-Уэст американские наблюдатели отмечали также, что попытка урегулирования проблемы Нагорного Карабаха осуществляется при совместных усилиях США, Франции и России, и что именно российское участие имеет важнейшее значение. В пресс-службе посольства Азербайджана в Вашингтоне в этой связи, в частности, отметили, что перед своим вылетом в США Гейдар Алиев разговаривал по телефону с Владимиром Путиным, и что "предстоящие встречи в Ки-Уэст были главной темой" телефонного звонка азербайджанского президента президенту России.

Нагорный Карабах (Арцах) - историческая область в Закавказье. В течение тысячелетий входил в состав Армении. Подавляющая часть жителей Нагорного Карабаха - армяне. После того как в средние века большая часть Армении была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха фактически оставались независимыми. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору Карабах вошел в состав России.

В июле 1921 г. решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии.
В июле 1923 г. образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 г. Внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКА из состава АЗССР в состав АрмССР. Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 г. НКАО провозгласила себя независимой Нагорно-Карабахской Республикой (НКР). В ноябре 1991 г. парламент Азербайджана признал этот акт незаконным и ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. В декабре 1991 г. 99% жителей Нагорного Карабаха высказались за провозглашение независимой НКР.

В январе 1992 г. А.Муталибов, занимавший в то время пост президента Азербайджана, ввел в Нагорном Карабахе прямое президентское правление. Вскоре между Азербайджаном и Нагорным Карабахом начались военные действия, завершившиеся подписанием 5 мая 1994 г. соглашения о прекращении огня с 12 мая 1994 г. (Бишкекский протокол).

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался еще в 1991 году. 23 сентября 1991 г. в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении.
С 1992 г. вопросами урегулирования занимается Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Минская группа выработала ряд предложений, суть которых - придание Нагорному Карабаху особого статуса в рамках "межгосударственной ассоциации", что не нарушит фактическую независимость Нагорного Карабаха, а Азербайджану позволит сохранить территориальную целостность.

Вопрос о статусе Нагорного Карабаха обсуждается на прямых переговорах между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. В середине сентября 1993 г. в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха.

Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. В последнее время президенты Азербайджана и Армении Алиев и Кочарян выступают за прямой политический диалог (в 1999-2001 гг. между ними состоялось несколько личных встреч).

Сложность переговорного процесса заключается в том, что стороны не соглашаются на реальные уступки. Азербайджан требует, прежде всего, освобождения занятых территорий (в настоящее время под контролем вооруженных формирований Нагорного Карабаха находится не только собственно Нагорный Карабах, но и прилегающие к нему территории Агдамского, Джебраильского, Зангеланского, Кальбаджарского, Кубатлинского, Лачинского и Физулинского районов Азербайджана). При этом Нагорному Карабаху предполагается предоставить высокий уровень самоуправления. Нагорный Карабах, в свою очередь, считает себя независимым государством и отказывается обсуждать какие-либо варианты возвращения в состав Азербайджана.

В феврале 2001 г. в Баку и Ереване были одновременно опубликованы варианты проектов мирного урегулирования, предложенные Минской группой ОБСЕ, в частности, план "общего государства".

Согласно плану, "Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно-признанных границах".
В Нагорном Карабахе будет своя Конституция, парламент, герб, флаг, гимн, валюта, национальная гвардия (силы безопасности), полиция.
Нагорный Карабах будет иметь возможность устанавливать прямые международные связи и при желании выбирать своих представителей в парламент Азербайджана. Правительство Нагорного Карабаха может иметь своих представителей в посольствах или консульских учреждениях Азербайджана в иностранных государствах.
Границы Нагорного Карабаха должны соответствовать границам бывшей НКАО.

Выбор читателей