Китайцы узнали секреты США?

После столкновения американского патрульного самолета и китайского истребителя неизвестно, что могло произойти с секретным оборудованием, к которому могли получить доступ китайские представители

Конфликт Китая и США после столкновения американского патрульного самолета ЕР-3 Aries II и китайского истребителя F-8 над водами Южно-Китайского моря получил развитие сегодня. В воскресенье самолету американского ВМФ пришлось произвести посадку на остров Хайнань в районе Южно-Китайского моря. Сейчас там находятся все 24 члена экипажа, среди которых - 3 женщины. Там же работают военный и военно-морской атташе, а также генеральный консул США в Гуанчжо.

Согласно заявлению Государственного департамента США, Пекин согласился предоставить официальным американским лицам доступ к членам экипажа самолета-разведчика. Заместитель председателя ЦВС Китая заявил министру иностранных дел Австралии Александру Доунеру о том, что китайская сторона разрешит генконсулу США доступ к членам экипажа самолета-шпиона в любой момент и в соответствии с дипломатическими нормами. Этот вопрос будет решаться дипломатическими средствами, добавил китайский генерал.

США заявляют, что разведывательный самолет EP-3 Aries II является территорией США, и потому представители КНР не имеют права подниматься на его борт. Как сказал командующий американскими силами в районе Тихого океана адмирал Дэннис Блэр, ему ничего не известно о том, в каких условиях содержится экипаж самолета, и какие действия в отношении него предпринимают китайские власти. Комментируя ситуацию вокруг самолета и его экипажа, источники в администрации США сообщили, что Вашингтону пока неизвестно, действительно ли все члены экипажа самолета-разведчика могли покинуть его борт, и как они это сделали - добровольно или под угрозой применения оружия китайской стороной. Неизвестно также, что могло произойти с секретным оборудованием, к которому могли получить доступ китайские представители. Ведь согласно инструкции Пентагона на случай подобных чрезвычайных ситуаций, экипаж был обязан выбросить в море самые секретные электронные приборы и физически разрушить важнейшие элементы находящейся на борту разведывательной аппаратуры, сообщили источники.

Тем не менее, в США не сомневаются, что китайские власти позволят вернуться на родину экипажу американского самолета-разведчика, но опасаются, что "никогда не получат назад" сам самолет, на борту которого находится секретная радиоэлектронная аппаратура для дальнего прослушивания.

Между тем, китайский МИД в понедельник заявил, что вторжение американского самолета-разведчика в воздушное пространство Китая и его несанкционированная посадка на китайский аэродром является "серьезным нарушением китайского национального суверенитета". Помощник министра иностранных дел КНР Чжоу Вэньчжун сделал "серьезное представление" американскому послу в Китае и заявил протест в связи с проблемой столкновения китайского истребителя и американского самолета-шпиона над Южно-Китайским морем.

Представитель МИД КНР заявил также, что Китай "резервирует за собой право на проведение переговоров относительно потери" своего истребителя, "вторжения в воздушное пространство американского самолета, а также его приземления на китайском аэродроме без разрешения".

Китай потребовал также от США взять на себя ответственность за столкновение военных самолетов двух стран. Об этом заявил сегодня председатель КНР Цзян Цзэминь. Это первая реакция главы китайского государства на инцидент в небе над Южно-Китайским морем.

По информации МИД Китая, и посол КНР в Вашингтоне Ян Цзечи провел встречи с официальными представителями Госдепартамента США, где изложил китайскую позицию по поводу воскресного инцидента и заявил официальный протест.

Китайский президент Цзянь Цзэминь потребовал прекратить американские разведывательные полеты в районе китайского побережья.

Цзянь Цзэминь заявил, что самолет США нарушил международные законы, вторгся в воздушное пространство КНР, совершал опасные маневры и уничтожил китайский самолет. "Мы не понимаем, почему США проводят столь частые разведывательные полеты в непосредственной близости к Китаю", - сказал представитель правительства.

Китайская сторона убеждена, что имеет полное право на обследование захваченного самолета, несмотря на то, что он представляет собой часть американской территории. Свое право на обследование власти КНР подтверждают ссылками на законы страны и международную практику.

Также сегодня США отдали приказ трем американским эсминцам, направленным в понедельник в зону столкновения китайского истребителя с американским самолетом разведчиком, покинуть этот район и "продолжать выполнять ранее поставленные задачи". Об этом сообщило Центральное телевидение Китая. Ранее представители Министерства обороны США заявили, что эсминцы должны были приблизиться к зоне, где произошел инцидент, и осуществлять "мониторинг ситуации".

Что касается судьбы китайского летчика, то по последним данным китайского телевидения, после столкновения пилот выбросился с парашютом. Президент КНР Цзян Цзэминь, говорится в сообщении, несколько раз инструктировал китайские ВМС и соответствующие ведомства, требуя от них "сделать все возможное" для обнаружения и спасения пилота. Глава китайского государства, являющийся также генеральным секретарем ЦК КПК и председателем Центральной военной комиссии, "выразил огромную озабоченность судьбой пропавшего пилота", передало телевидение Китая. Как сообщил официальный представитель МИД КНР Сунь Юйси, поиски китайского военного летчика идут "днем и ночью". В интенсивной поисково-спасательной операции задействованы 11 судов и более 20 самолетов, как военных, так и гражданских. "Тем не менее, местонахождение пилота остается неизвестным", - вынужден был констатировать дипломат.

Нынешнее противостояние между КНР и США может затянуться - особенно если учитывать тот факт, что таких резких заявлений по адресу Вашингтона Китай не делал уже почти два года.

Эксперты говорят, что американские и китайские самолеты регулярно встречаются в воздухе в районе побережья Китая. И это объясняется не только стремлением США обеспечить некоторую защиту Тайваню, но еще и тем, что границы китайского воздушного пространства неясны. Пекин же утверждает, что все пространство над Южно-Китайским морем принадлежит Китаю. США заявляют, что никогда не приближаются к китайскому пространству ближе, чем на 100 км. Таким образом, трудно определить, что является вторжением, а что нет.

По свежим данным, американский разведывательный самолет, совершивший вынужденную посадку на острове Хайнань, занимался сбором шпионских данных о новейшем корабле ВМС Китая.

Об этом сообщила сегодня тайваньская газета "Тайбэй Таймс". Слежение за этим кораблем с воздуха велось американцами не впервые. Ссылаясь на свой источник в разведке, "Тайбэй Таймс" отмечает, что США интересовал построенный в России эсминец класса "Современный".

Два корабля этого типа были проданы Россией Китаю в 1999 и 2000 годах. Общая сумма сделки составила более $2 миллиардов. Эсминцы класса "Современный" оснащены мощным зенитным и артиллерийским вооружением. Они также имеют 4 торпедных аппарата и реактивные бомбометы. А новейший противокорабельный ракетный комплекс "Москит", установленный на этих эсминцах, способен поражать цели на дальнем расстоянии и превосходит свои аналоги, состоящие сейчас на вооружении у Военно-морских сил США.

Выбор читателей