Куда президент послал Россию?

В том, что касается создания условий для инвестиций и развития цивилизованного бизнеса в России, президент, к сожалению, оказался достаточно неубедителен

Вот и свершилось то, чего российская общественность, или, точнее, наиболее ее активная и просвещенная часть ждала от своего президента – вчера глава российского государства зачитал свое ежегодное Послание Федеральному собранию. В Мраморном зале Московского кремля президент поведал собравшимся о собственном (учитывая всю условность этого понятия) взгляде на текущее положение дел в стране и стоящих перед страной первоочередных задачах, а также некоторых предполагаемых методах их решения.

Очередное президентское Послание не явило каких-либо сенсаций, несмотря на соответствующие ожидания некоторых наблюдателей. Более того, в выступлении не прослеживалось намеков и на неотвратимое продолжение кадровых перестановок в правительстве, о которых достаточно много говорилось накануне. В целом сказанное президентом было достаточно благосклонно воспринято общественностью, причем весьма характерно, что в своих оценках многие наблюдатели независимо друг от друга сравнили выступление главы государства с речью менеджера крупной корпорации, перед многочисленными подчиненными. Правда, несмотря на общую актуальность и объективность, особой конкретикой президентское Послание все-таки не отличалось, хотя, с другой стороны, данный "жанр" подобное и не предполагает. Определенный оптимизм вызывает достаточно трезвый взгляд главы государства на российскую экономику, осознание ее структурных проблем, а также понимание того, что сегодня она снова входит в полосу спада. Здесь, кстати, достаточно отчетливо просматривается "работа" президентского советника по экономике Андрея Илларионова, духом идей которого пронизана вся экономическая часть Послания.

Многочисленные эксперты еще достаточно долго будут рассматривать со всех сторон и изучать нынешнее Послание, мы же предварительно остановимся на наиболее, на наш взгляд, интересных моментах этого документа, касающихся его экономической части.

Общий характер той части выступления президента, которая касается экономики, носил в значительной степени "описательный характер". Глава государства обрисовывал очередную общеизвестную проблему и говорил о необходимости ее решения, наличия же какого-то системного подхода к ее решению, к сожалению, не прослеживалось. И все же некоторые моменты президентского выступления позволяют составить определенную картину действий, которые в ближайшее время наверняка все-таки будут предприняты властью.

В первую очередь, это касается предложений по изменению бюджетного процесса. Согласно президентским инициативам, необходим переход к формированию бюджета из двух частей. "Первая – должна обеспечивать исполнение имеющихся государственных обязательств. По этой части у парламента должно быть право либо принять, либо отклонить предложения Правительства, но не изменять параметры.
Другая часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части, возможно, и должны быть обсуждены и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить "проедание" дополнительных доходов бюджета". Сказанное выше видится вполне логичным выводом из эпопеи с принятием последнего бюджета и распределением дополнительных доходов. Президентская же идея заключается в том, чтобы сделать процесс принятия бюджета, а главное, ту его часть, которая касается дополнительных доходов, наименее зависимыми от капризов Госдумы, а также исключить возможность шантажа и давления с ее стороны на правительство. Данное решение можно отнести в один ряд к уже предпринятым мерам по укреплению и абсолютизации исполнительной власти, уже осуществленным главой государства. Зная отношение президента к подобного рода вопросам, можно быть достаточно уверенными в том, что "раздвоение" бюджетного процесса не за горами.

Другой важный момент Послания касается вопросов собственности и приватизации. Президент еще раз заявил о недопустимости передела собственности и необходимости скорейшего принятия нового закона о приватизации. Опыт последнего времени, включая наиболее известные конфликты, касающиеся собственности, показал, что вопрос стоит достаточно остро. Учитывая то, что в обозримом будущем еще предстоит приватизация достаточно крупных государственных объектов, данная тема будет оставаться в самом центре внимания.

Примерно то же можно сказать и о другом вопросе, касающемся собственности – земельном. Его нерешенность и запутанность действительно являются серьезным тормозом в развитии отечественной экономики. Поэтому предложения президента отказаться от попыток "вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений" и "признать, что земли не сельскохозяйственного назначения уже сейчас не подлежат ограничению в гражданском обороте" говорят о том, что земельный вопрос (в отношении несельскохозяйственных земель) скорей всего будет решен в обозримом будущем.

Еще одной важнейшей темой вчерашнего Послания стала часть, касающаяся вопросов бегства капиталов и пересмотра принципов валютного регулирования: "Капитал нельзя держать "под стражей". Он должен иметь законную свободу передвижения – туда, где выгодно и где эффективно. Стратегически – его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства, в рамках закона, конечно". Такой подход можно только приветствовать. Правда, при этом не стоит забывать, что для того, чтобы капитал тек в страну, а не из нее, необходимы действительно приемлемые условия для инвестирования. Это означает необходимость принятия соответствующих правовых актов, кардинальные изменения в налоговой политике, подавление безмерной российской коррупции и ликвидацию засилия криминала. Практика показывает, что с решением этих проблем мы не продвинулись ни на шаг. Исходя из этого, можно сказать, что ослабление валютного контроля в таких условиях может привести лишь к обратным последствиям. К сожалению, в том, что касается создания условий для инвестиций и развития цивилизованного бизнеса в России, президент оказался достаточно голословен и неубедителен.


Это только самые первые впечатления об экономической части прозвучавшего вчера Послания. В дальнейшем мы еще не раз вернемся к этой теме и посмотрим, как будут (и будут ли) реализовываться на практике достаточно здравые, но в большинстве своем несколько абстрактные идеи, озвученные вчера президентом.

Выбор читателей