Праздник в Консерватории начался со свиста

В Москве проходит фестиваль классической музыки, посвященный столетию Большого Зала Консерватории. Начался он весьма скандально – с нелицеприятных возгласов в адрес министра культуры

В этом году 1 апреля не только день розыгрышей и невинных шуток. 1 апреля 2001 года отмечали столетие Большого Зала Московской консерватории. Юбилей не шуточный, а посему и гала-концерт, посвященный этому событию, стал мероприятием весьма серьезным, объединив выдающихся музыкантов современности. Впрочем, праздник обернулся скорее испытанием, чем удовольствием.

Гала-концерт ознаменовал собой открытие международного фестиваля классической музыки в честь столетия БКЗ, который продлится до 20 апреля. В скверике перед Консерваторией почтеннейшую публику встречал военный оркестр. Торжественность так и витала в воздухе. Посланник английский, посланник гишпанский, театральная элита, писатели и журналисты, знакомые лица, которые не сходят с экрана телевизора. И обшарпанные стены фойе, протертые ковры на лестнице и падающая на головы меломанам штукатурка. И сорокаминутное ожидание, когда же бдительные билетерши откроют двери в тот самый столетний зал. Сначала думали, что ждем Путина или еще какое высокопоставленное лицо, пожелавшее прикоснуться к вечному. Потом уже ничего не думали, а просто томились и ждали. Но лицо не явилось. Интеллигенция такого издевательства не простила, выбрала "стрелочника" и зло освистала министра культуры, который попытался прочитать приветственное письмо президента к участникам фестиваля и толкнуть речь. Третья попытка увенчалась успехом: письмо было зачитано. Речь не удалась вовсе.

Почти ломоносовской архаикой прозвучала ода Оскара Фельцмана, написанная специально к юбилею. "Заветный зал всем музыкантам снится..." и что-то еще невыносимо патриотическое. На сцене царили Юрий Башмет и "Солисты Москвы", израильский скрипач Шломо Минц, Тихон Хренников, собственноручно аккомпанировавший певцу Леониду Болдину, пианисты Николай Луганский и Вадим Руденко. Приехала и заграничная звезда, дочь Монтсеррат Кобалье – Марти, уже и так прописавшаяся в московских концертных залах вместе с мамой. Блистательный Константин Райкин декламировал стихи Осипа Мандельштама. Но, пожалуй, больше всех удивил и обрадовал уставшую от технических накладок публику саксофонист Игорь Бутман. Неожиданное смешение жанров – джаза и классической музыки – привело в восторг взыскательных слушателей. Джазовый квартет исполнил "Ностальгию" – сочинение Игоря Бутмана, а также колыбельную "Summer time" Джорджа Гершвина. Лучшие голоса театра "Геликон опера" пропели самое узнаваемое "балетное" произведение – "Танец маленьких лебедей" под аккомпанемент того же Бутмана. Пожалуй, даже самые преданные посетители филармонических концертов простили музыкантам эту первоапрельскую шалость, которая несколько разрядила нервозную обстановку в зале.

За гала-концертом последуют сольные выступления знаменитых артистов: пианиста из Великобритании Джона Лилла, Владимира Крайнева и Гидона Кремера, Николая Петрова и других. Запланированы концерты Государственного Академического Симфонического оркестра РФ под управлением Василия Синайского, Российского Национального оркестра Владимира Спивакова, Государственного Академического Большого Симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (дирижер Владимир Федосеев), а также Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Обширная программа концертов охватывает произведения практически всех выдающихся композиторов мира.

Собрание столь великолепных имен заставляет надеяться, что организация остальных фестивальных вечеров в Большом Зале Московской консерватории обрадует не только появлением известных музыкантов на сцене и мастерством исполнения музыкальных произведений, но и заботой о публике. А то она у нас какая-то нервная.

Выбор читателей