Рыболовство с молотка

Аукционы по продаже квот на вылов рыбы утверждаются в России с трудом. Сейчас разгорается новый скандал, вызванный решением комиссии по проведению аукционов

С таким трудом внедренные в практику аукционы по продаже квот на вылов водных биоресурсов (т.е. рыбы и морепродуктов) вновь столкнулись с проблемой. Напомню, что само решение правительства о введении аукционной продажи квот на местах вызвало целую бурю возмущения.

В первую очередь возмущались губернаторы, теряющие функции распределения более чем выгодного бизнеса – а в иных регионах и единственного доходного бизнеса. Так, в сентябре прошлого года на совещании в Госкомрыболовстве с представителями субъектов РФ, где рассматривался проект постановления правительства РФ "О распределении квот на вылов (добычу) живых ресурсов", а конкретнее – приложение о проведении всероссийских аукционов по продаже квот на вылов (добычу) живых ресурсов, представители прибрежных субъектов РФ приняли единогласное решение: исключить это приложение и не допускать введения в широкую практику проведения таких аукционов. Категорическое возражение против проведения аукционов по продаже квот выразил архангельский губернатор Анатолий Ефремов в письме на имя председателя правительства РФ М. Касьянова, утверждая, что "аукционы будут способствовать дальнейшей иностранной экспансии в рыбную отрасль и ее криминализации, поскольку предприятия рыбопромышленного комплекса России не имеют достаточных средств для приобретения квот через аукцион".

Протестовали и рыбаки – 14 февраля в Приморье состоялись акции протеста профсоюзов рыбодобывающей отрасли против введения правительством РФ аукционов по продаже квот на вылов морепродуктов. В акции участвовали экипажи почти 350 судов экспедиции, находящихся в море. По мнению заместителя руководителя управления МНС по Сахалинской области Владимира Помогаева, это было вызвано тем, что аукционы лишают их возможности вести несанкционированный лов: "А пока получается так: судно получает квоты на такие объемы морепродуктов, которые можно выловить за два часа, но при этом оно несет определенные затраты и занимается промыслом в течение всего года. Десятки и сотни мелких рыбных фирм приобретают минимальные квоты, получая формальный повод для выхода в море, и занимаются браконьерством. И почему-то почти все рвутся работать за пределами 12-мильной зоны, ведь можно заниматься и прибрежным промыслом".

Зато биржевики восприняли идею аукционов с энтузиазмом: биржевая торговля в России последнее время была оживленной лишь на рынке валюты, а не на товарных рынках. Однако выбор площадки торгов также не обошли скандалы: 15 февраля Министерство экономического развития неожиданно поменяло свое решение о распределении аукционов по продаже квот на вылов морепродуктов среди трех российских бирж и утвердило Центральную российскую универсальную биржу (ЦРУБ) в качестве единственной площадки по проведению аукционов. И хотя доводы МЭРТ и МАП о том, что одновременное проведение аукционов (было запланировано провести три аукциона в марте) в трех разных местах нецелесообразно и неудобно для участников аукционов, были вполне резонны, Московская биржа цветных металлов и Межреспубликанская универсальная товарная биржа, первоначально также отобранные для торгов, почувствовали себя обиженными.

И все же аукционы по продаже квот получили право на жизнь и стали набирать обороты. Если первый аукцион 17 февраля бойкотировался крупными отечественными рыбодобывающими компаниями (в основном, участие в нем принимали компании, имеющие по 1-2 судну), то последующие пользовались все возрастающим интересом. А всего на 6 аукционах, прошедших в России с 17 февраля, были реализованы квоты на добычу водных биоресурсов на сумму около 1 млрд. 600 млн. рублей. При этом на аукционе по продаже квот на вылов минтая и сельди Охотского моря, прошедшем на Европейско-Азиатской бирже с участием иностранных компаний, квоты реализовывались по цене в два раза дороже, чем при участии только российских компаний. Открытость и равные условия оказались, в конечном счете, выгоднее для всех.

Но злоключения аукционных торгов "рыбными" квотами на этом не закончились. Изначально было решено биржевые площадки для аукционов отбирать также на принципах соревнования – то есть по конкурсу. Порядок отбора биржевых площадок для аукционов на конкурсной основе был установлен приказом Минэкономразвития, согласованным с МАП России. Конкурс по отбору уполномоченных бирж для проведения аукционов в июле с.г. должен был состояться 19 апреля. Однако на днях Межведомственная комиссия по проведению аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов самостоятельно приняла решение о том, что торги будут проходить на Европейско-Азиатской бирже. Еще не утихшие прежние обиды и недоразумения вспыхнули с новой силой.

Свое беспокойство по поводу такого решения высказали и биржевики, и МАП России. Так, по мнению антимонопольного органа, в результате решения комиссии "фактически созданы условия для срыва процесса объективного и честного отбора биржи по итогам конкурса, для сужения поля конкурентной борьбы между биржевыми площадками". А среди биржевиков вновь нарастают разговоры о том, что власти взяли курс на развитие Европейско-Азиатской биржи в ущерб остальным. Нелишне напомнить, что последние годы товарные биржи в России переживают не лучшие времена и проведение аукционов может стать хорошим подспорьем. Реакцию Минэкономразвития на решение межведомственной комиссии узнать не удалось. Комиссия создана приказом МЭРТ и возглавляет ее сам Герман Греф, однако неясно, было ли данное решение о выборе торговой площадки принято при его участии.

Между тем представитель одной из бирж сказал корреспонденту "Yтра", что биржевики собираются "получить соответствующие разъяснения", а в МАП России подтвердили свою обеспокоенность решением комиссии и сообщили, что "соответствующие документы уже отправлены в Минэкономразвития с изложением позиции МАП России по данному вопросу".

Выбор читателей