Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
– Не-а, – задумчиво тянул один из стариков с цыганской бородой и голубыми глазами. – Я к чеченам больше не хочу. Один раз уйти хотел, так он (хозяин – О.П.) побил. В дом не пускали. Как свадьба или праздник какой-то, так меня запрут, чтоб не убежал и глаза не мозолил. Не хочу у них работать.
Голубоглазый, представившийся Виктором, замолкает, смотрит на горы в снегу и, обжигая желто-бурые пальцы, затягивается бычком "Примы". Его одолевают воспоминания.
Другой бывший раб, Александр Иванович, глядя прямо перед собой, кивает головой и нехотя цедит сквозь зубы: "Кормили, и то хорошо. Подкидывали иногда по сто рублей". Александр Иванович для себя еще ничего не решил. Где, как жить, работать? Куда податься? Все эти вопросы раньше решались хозяевами в приказном порядке. Сейчас бывших батраков красноярские милиционеры пристроили истопниками в баню. В райотделе милиции они получили первую зарплату. Но будущее этих сломленных людей, годами не смотревших телевизор, не имеющих семей, забытых близкими, не ясно и теперь. В Краснодаре у Иваныча где-то ютится 70-летняя мать, но в город бывший раб ехать, судя по всему, пока не собирается. Документы у него отсутствуют, нет уверенности в возможности найти работу в России: "Да кому я там нужен, заводы-то стоят".
На этом разговор двух стариков прекращается. Он может возобновиться через час, два, день или неделю. Время, остановившееся пять лет назад, стерпит и сейчас.
Виктор – вечный скиталец. Таких в России называют "бичами", "шабашниками". Он не знает своих родителей. В 50-е годы его, маленький комочек, завернутый в тряпье, подкинули в один из детских домов в Пермской области. Там же воспитатели дали подкидышу мудреную фамилию "Альтшуллер". "Это значит старый ученик", – поясняет Виктор. Он мотался по Союзу на сезонных работах, объездил Сибирь. Попал в Чечню пять лет назад – чеченцы пообещали работу. Детдомовец батрачил за еду в семьях горцев. За это время его перепродавали нескольким хозяевам. Когда начались боевые действия, раба освободили из плена красноярские милиционеры.
По словам сотрудников Итум-Калинского ВОВД, в горах до сих пор находятся десятки русских рабов, которых передают от хозяина к хозяину. Большинство из этих людей сломлены морально и физически. Они давно перестали верить в другой, настоящий мир, из которого попали в горы. Они стали "никем", пылью. Их учили беспрекословно подчиняться хозяину, отзываться на клички, пасти и убирать за скотиной, колоть дрова и кипятить воду, рыть окопы и блиндажи, носить боеприпасы и стирать белье.
В феврале прошлого года московские омоновцы выбивали остатки банды Басаева из селения Катыр-Юрт. Ворвавшись в один из домов, бойцы штурмовой группы увидели умирающего на кровати боевика. Чеченец хрипел, истекая кровью, а рядом на полу, преданно, как собака, сидел живой скелет. Оказалось, раб из Украины, который отзывался на имя "Колька", охранял своего хозяина. 40-летний Колька, выглядевший глубоким стариком, не скрывал, что носил оружие, ухаживал за ранеными. И таких при отступлении басаевцев из Грозного было много. Многие из рабов невольно становились обладателями секретов чеченских боевиков и их полевых командиров. Нежелательных свидетелей пускали на минные поля или просто резали, как баранов, не тратя пули.
В начале марта оперативники уголовного розыска Итум-Калинского райотдела милиции провели совместную операцию с разведчиками пограничников. Четыре группы десантировались на вертолете в горах недалеко от чечено-грузинской границы. Попали в такую глухомань, куда редко ступала нога человека. Шли по узким тропам, прочесывая редкие поселения, спрятанные в ущелье, отдаленные кошары и полуразрушенные крепости, которые были построены еще в XII-XIV веках.
– В одной из таких уцелевших крепостей несколько лет назад обосновалась чеченская семья, – рассказывает подполковник Юрий Шестаков. – Чеченцы ушли в горы и стали жить отшельниками, после того как во время боевых действий в Урус-Мартане был разрушен их дом. На хозяйственных работах в крепости использовался мужчина славянской наружности. Этого человека в своем жилище хозяева удерживали насильно.
История попадания в рабство 48-летнего Ивана тривиальна и похожа на сотни биографий людей, сгинувших в кабале. Еще в 1992 году он приехал в Грозный из Свердловской области на заработки. В городе сразу нашелся "щедрый работодатель", обещавший заплатить большие деньги за постройку дома. Вечером Ивана напоили водкой, а на утро он очнулся уже в горах. Первые два года приходилось особенно туго – хозяин ему достался злой и придирчивый. Ивана "воспитывали" голодом и побоями за малейшую провинность. В первую чеченскую кампанию хозяин ушел из хутора вместе с другими боевиками и пропал без вести. Может, его убили, а может, до сих пор скрывается с моджахедами в горах. Но Иван недолго оставался "бесхозным". Раба, пытавшегося бежать, снова пленили. Новые хозяева заставили кавказского пленника пасти коров и овец, работать по хозяйству. За это давали одежду и еду. Ночевал Иван под открытым небом.
Мысли о побеге прошли сами собой – пленник просто не знал, куда ему идти. К тому же, как оказалось, до ближайшей нормальной дороги ему пришлось бы идти больше пяти часов по тропам через кошары и хутора. Беглеца непременно бы вычислили и жестоко наказали. Ивану, за девять лет забывшему (!) свою фамилию, оставалась только умереть на чужбине. Спасли пленника милиционеры и пограничники. Сейчас наконец-то получивший свободу Иван живет в расположении отдела милиции.
Между тем сотрудникам уголовного розыска ВОВД стало известно, что у чеченской семьи, которая удерживала Ивана в рабстве, несколько лет находился еще один русский – старик по имени Виктор. Недалеко от старой крепости милиционеры обнаружили его могилу. Не исключено, что смерть раба стала расплатой за попытку побега из ада в горах.
Судно моментально ушло под воду