Эрик Клэптон скоро приедет в Москву

10 и 11 апреля в Кремле выступит выдающийся английский блюзовый гитарист Эрик Клэптон. Гастроли организованы агентством SAV Entertainment при поддержке "Альфа-Банка"

Выдающийся английский гитарист Эрик Клэптон (Eric Clapton) родился 30 марта 1945 г. в Рипли (графство Суррей), близ Лондона. Услышав в весьма молодом возрасте пластинки таких авторитетных блюзменов как Bo Didley, Chuck Berry, Muddy Waters, B.B.King, Эрик всецело отдался стихии блюза, сохраняя преданность этой музыке и поныне; любовь к кумирам молодости также никуда не исчезла: в прошлом году Клэптон выпустил совместно с одним из своих "духовных наставников" Би Би Кингом пластинку "Riding With The King"...

Первой группой, в которой гитарист начал свой путь к славе, были Roosters (январь-август 1963 г.). Партнерами Клэптона по группе были, в частности, Том Макгиннес (позднее – Manfred Mann’s Earthband) и Брайан Джонс (впоследствии участник Rolling Stones). Группа играла мерси-бит (обычный для британских групп того времени) и практически ничем себя не проявила. Осенью 1963 года, после проб еще в нескольких ансамблях, Клэптон присоединяется к The Yardbirds. Этот факт биографии музыканта уже гораздо более известен, как и то, что с приходом Клэптона в музыке "Домашних птиц" блюзовых элементов прибавилось. Однако самому Эрику этого казалось мало, и в марте 1965 года он уходит к убежденному блюзмену Джону Майэллу в его Bluesbreakers. С его участием был записан альбом "Bluesbreakers with Eric Clapton" (1966). Однако здесь он тоже не задержался надолго, хотя слава непревзойденного гитариста уже начала накрывать его "с головой": начиная с середины 60-х неизвестные почитатели вовсю расписывали стены домов в Британии надписями "Clapton is God!"...

Именно как гитарист-виртуоз Клэптон вошел в блюзовое трио Cream (1966-1969) – пожалуй, наиболее авторитетную и успешную группу второй половины 60-х. Партнерами Эрика стали двое великолепных музыкантов – бас-гитарист Джек Брюс и ударник Джинджер Бейкер. Музыка, созданная этим трио (по сути, настоящей супергруппой), являлась фундаментом для дальнейшего развития как "чистого" хард-рока, так и стиля "хард-н-арт" (Rush, Budgie и др.). К великому сожалению поклонников, в зените популярности, в 1968 году, Cream неожиданно заявляют о распаде: слишком яркими и независимыми личностями были все трое. Впрочем, это не помешало Клэптону и Брюсу продолжать совместную работу – на этот раз в группе Blind Faith, вместе с Риком Гречем и Стивом Уинвудом. Просуществовав около года, этот состав успел записать один-единственный диск ("Blind Faith", июль 1969 г.)

Из сессионных работ конца 60-х самой известной стала гитарная партия в песне The Beatles "While My Guitar Gently Weeps". Впрочем, на этом сотрудничество с The Beatles не закончилось: впоследствии Клэптон регулярно принимал участие в записях пластинок бывших участников знаменитой ливерпульской четверки. С Джорджем Харрисоном они оставались друзьями по жизни, несмотря на бурный и трудный роман Эрика с женой Харрисона, Патрицией. Именно ей оказалась посвящена знаменитая "Layla" – первый "настоящий" хит Клэптона. Песня вошла в пластинку группы Derek & The Dominoes "Layla and Other Assorted Love Songs". Чуть раньше Клэптон выпустил первый сольный альбом, который назвал своим именем. Однако оба этих проекта имели довольно умеренный успех в Старом и в Новом Свете. Кроме того, проблемы в личной жизни, смерть любимого деда, гибель друзей – Джими Хендрикса и Дуэйна Олмэна – все это серьезно подкосило душевное равновесие гитариста. Он начинает принимать героин... и на три года фактически "выпадает из обоймы". Лишь считанное число раз за эти три года Клэптон принимает участие в концертах своих друзей, однако именно благодаря помощи одного из них, Пита Тауншенда, Эрик возвращается к музыке – и к жизни. Возвращение было почти триумфальным. Почти – потому что играть он лучше не стал. Но это было и невозможно после трехлетнего пребывания в героиновом плену. Однако виртуозом он как был, так и остался. А альбом "461 Ocean Boulevard" (1974) был очень хорош. Как и большинство из записанного Клэптоном впоследствии. Период до начала 80-х вообще не содержит ни одной "провальной" пластинки. Почти шедевром стал "Journeyman" (1989), возвращением "к корням" – "From The Cradle" (1994)...

Эрик Клэптон не создал большого количества так называемых шлягеров. "Layla", одно из лучших творений гитариста, было довольно прохладно встречено на его родине и стало популярным спустя годы после своего появления. "I Shot The Sheriff", поднявшаяся на вершины чартов, была римейком песни Боба Марли, немного адаптированным для ушей белого слушателя. Замечательная, вкрадчиво-нежная баллада "Let It Grow" с потрясающим гитарным финалом оставалась незамеченной в течение долгого времени. Список этот можно продолжать до бесконечности. Тем не менее, Эрик Клэптон невероятно популярен как среди музыкальных гурманов, так и у широкой публики. Не стремясь к сиюминутному успеху, он продолжает делать любимую музыку уже более 30 лет; как ни парадоксально, он намного чаще других удостаивался титула лучшего гитариста мира. Именно Эрик Клэптон привил блюз к европейскому музыкальному дереву. Играя время от времени рок, ритм-энд-блюз, блюз-рок и даже рэгги, Клэптон постоянно возвращался к "чистому" блюзу и достиг в нем подлинного совершенства. Звук его гитары невероятно чист и прозрачен, удивительно глубок и бесконечен, индивидуален и неподражаем. Клэптон сам поет на своих пластинках. Конечно, голос его сам по себе менее выразителен. Но гитару Клэптона представить без его голоса невозможно. Они не просто дополняют друг друга, они – одно целое.

За свою почти 40-летнюю музыкальную жизнь Клэптон был удостоен четырнадцати "Grammy", чем могут похвастать очень и очень немногие. В мире продано около 70 миллионов пластинок с его записями. Такого количества почитателей таланта Клэптона в России, конечно, не наберется, но в том, что их очень много, можно будет убедиться на концертах в Москве 10 и 11 апреля, которые запланированы в рамках мирового тура в поддержку его последнего альбома "Reptile", выход которого состоялся в марте этого года. Организаторы гастролей попросили музыканта немного изменить репертуар московских концертов; таким образом, для россиян программа будет играться все-таки с упором на "Greatest Hits", которых, как ни крути, у Клэптона хватает...


Редакция благодарит пресс-службу "SAV Entertainment" и "Альфа-Банка" за содействие в подготовке материала

Выбор читателей