Рэкетиры устроились на службу к связистам

Калужские телефонисты из ОАО "Электросвязь" сочли, что отключение телефонов неплательщиков за долги – способ устаревший и недейственный. Вместо этого они занялись силовым "выколачиванием" денег из должников

Своеобразный способ борьбы со злостными неплательщиками за телефонные услуги придумало калужское предприятие Министерства связи России ОАО "Электросвязь". Вместо того чтобы воздействовать на "халявщиков" старым действенным способом – отключением телефона за долги, калужские связисты, при покровительстве и содействии местной милиции, придумали силовой метод решения этой проблемы, пойдя по дорожке, проторенной в начале 90-х годов российскими рэкетирами. Они занялись "выколачиванием" денег из "злостных неплательщиков", создав специально для этих целей Службу безопасности.

Все началось с того, что в УФСБ по калужской области обратилось несколько пострадавших от рук ретивых сотрудников службы безопасности ОАО "Электросвязь" жителей города, в числе которых были и несовершеннолетние. По их словам, сотрудники службы безопасности "Электросвязи" пытались заставить их оплатить телефонные переговоры, которые те не вели. Так как из показаний потерпевших следовало, что связисты явно превышают свои полномочия, то фээсбэшники решили повнимательнее присмотреться к деятельности этой организации.

В ходе следствия выяснилось, что при местном отделении связи создана целая структура, занимающаяся взиманием долгов (или, проще говоря, рэкетом), сбором компромата на заказ и прочими темными делами. Например, силовым воздействием на конкурентов. Структура эта гордо именовалась Службой безопасности и была создана по личному распоряжению директора "Электросвязи" Владислава Ледкова.

Как пояснял на допросах сам Ледков, ничего криминального в этом нет. Дело в том, что любой объект связи – режимный, поэтому там просто необходима мощная охранная структура. Однако насколько мощная? В Службе безопасности ОАО "Электросвязь" числится около 150 человек. Причем более трети из них бывшие милиционеры. Возглавляет эту структуру тоже "бывший" – заместитель начальника Калужского УВД Николай Шведов. К слову, это очень много не только по калужским меркам. Зачем господину Ледкову понадобилась такая раздутая Служба безопасности, становится ясно после прочтения внутренней инструкции ОАО "Электросвязь". Называется этот документ "Тактика действий сотрудников Службы безопасности и порядок взаимодействия с другими подразделениями Общества по возвращению дебиторской задолженности организациями и частными лицами". Приведем один абзац из этого многостраничного произведения.

Из внутренней инструкции ОАО "Электросвязь":
"...Второй этап.
Целиком возлагается на Службы безопасности.
Заключается в розыске неплательщика, установлении его адреса (для организации юридического и фактического, установочных данных директора и учредителей, по возможности – банковские реквизиты). Эту информацию можно получить в органах государственной регистрации (Городская Управа, окружные и районные администрации), Адресно-справочной службе УВД, налоговых инспекции и полиции. Естественно, для успешного решения этих проблем у вас должно быть организовано взаимодействие с этими службами или установлены доверительные отношения с их сотрудниками, располагающими необходимой информацией. Полученную информацию обязательно необходимо проверить путем выезда в адрес, т.к. организации часто меняют фактические адреса, не уведомляя об этом соответствующие органы. После установления адреса должника целесообразно побеседовать с ним..."

Что это были за беседы и как они проводились, становится ясно после прочтения показаний потерпевших. Так, например, двадцатипятилетнего Романа Чайкина вызвали повесткой в ОВД Московского округа.

– Я получил повестку из милиции, в повестке было указано, что я должен прибыть к 9 утра на следующий день в ОВД Московского округа, – рассказывает Роман. – Утром следующего дня я пришел в ОВД Московского округа, предъявил повестку охраннику. Он сказал, чтобы я подождал, и указал на скамейку, которая находилась недалеко от его поста. Через приблизительно 20 минут ко мне вышел мужчина, провел меня в кабинет и показал человека, с которым я должен был беседовать. Это был мужчина в возрасте приблизительно 45 лет, волосы с проседью, среднего роста. Он представился подполковником уголовного розыска Лариным. Этот подполковник заявил, что я незаконно подключился к линии моих соседей и не оплатил междугородние звонки в город Севастополь, из-за чего образовалась задолженность в размере 270 рублей, которую надо оплатить. Хорошо понимая, куда я попал, и осознавая факт того, что моим вопросом занимается высокопоставленный сотрудник милиции, я сказал, что готов заплатить телефонные долги. После этого он сказал, что будет ждать меня на следующий день около здания ЗАГСа на углу улицы Софьи Перовской. Также он оставил мне свои координаты, записав на листке бумаги "Ларин А.Д" и номер рабочего телефона: 53-17-66. На следующий день около 10-11 утра я встретился с Лариным, и тот проходными дворами провел меня в одно из зданий ОАО "Электросвязь". Там он провел меня через охрану и отвел к женщине (с которой явно был хорошо знаком), которой я должен был отдать деньги.

Конечно, как выяснилось впоследствии, этот подполковник Ларин оказался вовсе не сотрудником уголовного розыска, а работником Службы безопасности ОАО "Электросвязь". К правоохранительным органам он, правда, когда-то имел непосредственное отношение. Но к моменту, о котором мы рассказываем, давно уже уволился оттуда и воспользовался своими связями, чтобы запугать "злостного неплательщика", задолжавшего местному предприятию связи аж 270 рублей.

Как удалось выяснить следствию, это был далеко не единичный случай, когда для "выбивания" денег за телефонные услуги и пользование интернетом сотрудники Службы безопасности пользовались помощью районных ОВД. Причем не всегда беседы заканчивались столь мирным образом. Так, например, одного из несовершеннолетних неплательщиков Александра Анахова не просто вызвали в районное отделение милиции, но и допросили без ведома родителей, а также для острастки еще и посадили в "обезьянник". И при этом угрожали расправой, если он не прекратит "на халяву" трепаться по телефону.

– Эту повестку я сам достал из почтового ящика, – рассказывает Александр Анахов. – В ней было указано, что я должен явиться в ОВД Ленинского округа. В указанное время я пришел по означенному адресу. В кабинете находилось два человека. Один в форме сотрудника милиции, на погонах две звезды. Он был небольшого роста, около 170 сантиметров, возраст около 37-38 лет, волосы темные, лицо худощавое, вытянутое. Второй был в гражданской форме. Одет был в черные ботинки, темно-синие джинсы и вельветовую рубашку серого цвета. На вид ему было коло 27 лет, рост около 180 сантиметров, короткая стрижка, волосы темные. Разговор в основном вел именно он. Он спросил, есть ли у меня бабушка в поселке Северном, и назвал ее адрес и номер телефона. Потом он спросил, есть ли у меня знакомые в городе Смоленске и городе Люднов, и не звонил ли я им. После этого он заявил, что я разговаривал со своими знакомыми в этих городах по номерам моих соседей. И что в общей сложности наговорил на 1500 рублей. Я признался, что действительно подключился к телефонным линиям моих соседей и разговаривал со своего домашнего телефона. Тогда он попытался приписать мне еще и все аналогичные случаи, произошедшие во всех соседних домах, к которым я никакого отношения не имел. О чем ему и сообщил. Тогда он спросил меня, не хочу ли я быть битым, и посадил меня в клетку. В ней я просидел около часа. Через час за мной пришел сотрудник милиции и опять отвел меня в тот же кабинет. Там находились те же два человека. Когда меня привели, младший из них, тот, что был в гражданской форме, спросил меня, не готов ли я сознаться в содеянном. Я отказался. И тогда он сказал, что "за подключения к чужим номерам надо платить, иначе против меня возбудят уголовное дело".

Как вы догадываетесь, человек, допрашивавший Сашу Анахова, тоже был сотрудником Службы безопасности ОАО "Электросвязь". И подобных случаев зафиксировано множество.

Конечно, с одной стороны, похвально, что связисты так радеют за государственные денежки. Действительно, в последние годы телефонное пиратство стало очень популярным способом уклонения от оплаты счетов за телефонные переговоры. Но с другой стороны – слишком уж подобные методы смахивают на бандитские: получил заказ на выбивание денег из должника, припугнул и заставил платить... вместе с неустойкой. И это не говоря о том, что действия сотрудников Службы безопасности ОАО "Электросвязь" вполне можно квалифицировать как самоуправство. Особенно страшно, когда все это делается с молчаливого согласия и при непосредственном содействии милиции, которая по теории как раз и призвана блюсти закон и защищать граждан. Господа хорошие, закон написан для всех, в том числе и для сотрудников естественных монополий, а не только для простых смертных. Но, видимо, ОАО "Электросвязь" это не касается. "Выбивание" незаконными методами денег за телефонные услуги – далеко не единственный случай, когда эта организация попирала законы. На ее счету есть гораздо худшие прегрешения. О них мы расскажем в наших следующих выпусках.

Выбор читателей