Получи, фашист, гранату!

Француз решил рассказать миру, что победу над фашизмом ковали не только англосаксы. Немного помогали и русские, в частности знаменитый снайпер Василий Зайцев

После просмотра "Гладиатора", получившего недавно большой вагон и маленькую тележку "Оскаров", я долго пытался выяснить у самых разных людей, что они в этом фильме нашли хорошего. Просто зрители, которым понравилось, просто и говорили – дескать, хороший фильм, здорово снято, и все такое. Люди близкие к кинокритике, как правило, заводили речь о визуальном ряде и возрождении великого жанра "пеплум". На возражения про дурной сюжет, железное оружие (которого тогда не было) и полное несовпадение с исторической правдой снова слышал про "пеплум" и законы жанра. Реанимация – дело хорошее, только покойник не всегда выглядит аппетитно. Иногда к моменту воскрешения он успевает чуть-чуть сгнить и подразложиться. Про возрождение "пеплума" станет понятно, если в ближайшие годы выйдет еще пара-тройка фильмов о древнем Риме или 404 спартанцах. А что Спилберг жанр про войну реанимировал – точнее некуда. Что после "Рядового Райана" (который я шедевром отнюдь не считаю) фильмы про войну косяком пойдут – это к гадалке можно было не ходить. Подтверждение – выходящий на этой неделе в наш прокат "Враг у ворот".

Жил был простой уральский пастух Вася Зайцев (Джуд Лоу). От дедушки он научился всяким охотничьим премудростям, а особенно меткой стрельбе. Началась война. Василий попал на фронт, причем сразу в Сталинградскую мясорубку. В первом же бою, завалив пятерых фашистов, он показал, на что способен простой русский охотник. Он белку в глаз бил, а фашисты-то будут покрупнее лесного грызуна. И за шкурку не надо беспокоиться – можно хоть в глаз, хоть в лоб. Командование в лице Никиты Хрущева и политрука Данилова (Джозеф Файннс) решило, что для повышения боевого духа солдатам нужны героические примеры, и постановило сделать из Васи героя. Каждый убитый им немецкий офицер широко освещался в боевых газетах и листовках. Васю слава сперва радует, а затем начинает тяготить. Типа кровавые фашисты в глазах плюс врожденная скромность. Он даже хочет обратно в пехоту (сильный ход, Борис Николаевич!). Немцам это все надоело, и специально из Берлина приехал их лучший снайпер, майор Кениг (Эд Харрис). Началась дуэль и выяснение, кто же лучше. Одновременно совсем испортились отношения между бывшими друзьями Зайцевым и Даниловым, поскольку оба они влюбились в одну девушку Таню. Здесь сюжет, до этого довольно цельный, расползается, как пролитая сметана.

То, что для военного блокбастера была выбрана именно Сталинградская битва, вполне объяснимо. За кордоном до сих пор считают, что проиграй мы тогда на Волге, и все – конец войне. Еще называют ту битву первым поражением немцев в войне. Ну не изучали люди ни историю (битва под Москвой), ни географию (посмотрите на карту – где Сталинград, а где Владивосток).

"Враг у ворот" основан на реальных событиях. Т.е. был у нас снайпер Василий Зайцев. С ходу не вспомню, сколько именно фашистов он пострелял, но за двести – точно. И он действительно завалил в Сталинграде немецкого снайпера. Только не Кенига, а, кажется, Торвальда. И действительно Василия пиарили со страшной силой. Настолько, что его имя до сих пор приходит на ум первым при разговорах о снайперах. Хотя Зайцев был лишь одним из лучших. У нас были такие спецы, которые успели завалить по четыре-пять сотен врагов.

Несмотря на то, что фильм вроде как о героическом подвиге советского народа, сам народ изображен – куда там Геббельсу. Оставим даже в стороне политрука-еврея по фамилии Данилов, что уже грустно. Весь наш генералитет имеет такие морды... Ломброзо бы и тот удивился. А одного крутого русского снайпера с железными зубами играет Рон Перлман. Помните Сальваторе из "Имя розы"? Никиту Хрущева играет Боб Хоскинс. Судьба такая у человека – играть всех подряд невысоких исторических деятелей. В активе у него уже Норьега, Берия, Гувер, Черчилль и Муссолини. Глыба! Матерый актерище! Не знаю, что у него в планах, но остались только Наполеон и Ленин. Ильич бы у него вышел знатно.

По сути, смешались три фильма: про войну (первые 15 минут почти полностью совпадают с "Рядовым" – переправа, шквальный огонь, кровища на весь экран), затем параллельно идут дуэль снайперов (нечто среднее между "Снайпером" и традиционным вестерном) и любовная история. Когда изображается война – все отлично. Бомбы падают, дома рушатся, самолеты строчат из пулеметов, танки гудят и бабахают. Снято по-настоящему здорово. Особенно впечатляет город в руинах. Фишка про снайперов выигрышна сама по себе. Долгий взгляд через оптический прицел на ничего не подозревающего человека. Палец ме-е-е-е-дленно тянется к курку. Саспенс нарастает... Бац! Бац! И мимо...

Самая слабая часть фильма – любовная линия, развивающаяся на уровне мыльной оперы. Можно было смело резать к чертовой матери (самый прогрессивный метод), ничего бы не потеряли, а то получилось два с лишним часа и ощущение затянутости. В "Рядовом Райане" любви не было. И это правильно. В "Английском пациенте" войны не было (почти не было). И это тоже правильно. Мух и котлеты нужно держать раздельно. Любовь логически перетекает в секс. Прямо на полу грязного переполненного барака. Это ж Жан-Жак Анно. Он же француз. Он без этого не может. У него секс в каждом фильме и в самых неудачных местах. В "Борьбе за огонь" – на водопое, в "Имени розы" – на грязном кухонном полу, здесь – в казарме. Романтика.

С языком напутано. В оригинале все говорят на английском, у нас в прокате – на русском. Когда русский с русским или немец с немцем говорят на одном языке, это понятно. Когда Кениг с русским мальчиком объясняется без переводчика, это вызывает недоумение. Когда нашим солдатам раздают листовки на двух языках (русском и английском), это уже напрягает.

Зато к плюсам можно отнести, что режиссер Жан-Жак Анно свое домашнее задание сделал "на отлично". Абсолютно все: и форма, и оружие, и техника – на мой непрофессиональный взгляд, соответствует эпохе. Нет ни "Тигров", ни "Пантер". Немцы не вооружены сплошь "шмайсерами", а постреливают из обыкновенных винтовочек. Плюс показано то, чего не было в нашем кино: заградотряды, одна винтовка на двоих (второй ждет, пока убьют первого). Очень смелый ход – снять кино о Второй мировой, но не про американцев и даже не англичан. Показать, что янки выиграли не в одиночку, а мы со своей стороны тоже чуток подсобили. За это спасибо. От души.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Победа", "Ударник", "Варшава", "Каро-Фильм", "Америка-Синема", "Ролан", "Орион", "Кодак-Киномир".

Выбор читателей