НТВ: ушли, говорю...

Накал страстей в конфликте "Газпром-Медиа" и НТВ уже прошел свой пик. Дыхание "революции" невозможно содержать в свежести слишком долго. Революция, как и любой переворот, скоротечна

От эпохального – к насущному. Именно такой, скорее всего, окажется наступающая неделя в свете продолжающегося конфликта "Газпром-Медиа" и НТВ. Накал страстей уже прошел свой пик. Все, что можно было сказать, конфликтующие стороны уже сказали. То, что нельзя, сказали тоже. Очередь за частностями. Такими, к примеру, как судьба ведущих журналистов компании, или детали переговоров с Тернером, или еще что-то, что и вовсе неожиданно всплывет в прямом эфире или в записи. Дыхание "революции" невозможно содержать в свежести слишком долго. Революция, как и любой переворот, скоротечна, так что будем надеяться, что все плохое, кто бы что ни подразумевал под этим плохим, уже позади.

"Трезвомыслящие" люди, давно отказавшиеся от мысли непременно дойти до самых глубин правды в этом многоплановом, разноуровневом конфликте, призывают глядеть на все цинично. Этот призыв – менеджерское разрешение проблемы "гордиева узла". Александр Македонский, как известно, не стал разбираться в хитростях узла из кизилового лыка, а просто перерубил его мечом. Греческая легенда пиарит не силу, примененную великим царем, а простоту управленческого решения для выполнения поставленной задачи – высвободить колесницу царя Гордия. В случае с НТВ формальный подход не менее прост, и потому кажется многим и многим вполне убедительным. "Долги надо возвращать", – говорит Альфред Кох, и эта формула заменяет ему и щит, и меч. Все попытки оппонентов представить проблему шире признаются надуманными, даже извращенными, а в случаях, когда приходится совсем туго, следует возврат ко все тому же "долги следует возвращать". Кох, при всей однозначности своей репутации, действует вполне логично: он – нанятый "Газпромом" (читай: государством) менеджер, перед которым поставлена действительно экономическая задача. Для Киселева он не должен быть противником, оппонентом или, не да Бог, врагом. Он машина, запрограммированная на определенную задачу, она не может сломаться, ее можно только перепрограммировать, причем руками программиста, задавшего программу. "Компромиссы" Коха – вроде обсуждения вопроса о возможности сохранения за Евгением Киселевым поста главного редактора или встречное желание судиться в Верховном суде – никого обманывать не должны. Бывший приватизатор ясно выразился, что главный редактор – иными словами, человек, определяющий информационный характер вещания, – будет отделен от финансовых потоков и, следовательно, априори не будет самостоятелен в исполнении своих служебных обязанностей. Такой компромисс, надо думать, не устроил бы не только Киселева, но и любого на его месте. Что касается Верховного суда, то Кох отлично знает, как долог путь к Магомету, особенно если к нему идет не гора, а вот путь – действительно через труднопроходимые горы.

Уход с канала Парфенова и Митковой – пожалуй, самое неожиданное, что случилось за последнюю неделю. Ну действительно: мало кто сомневался, что рано или поздно схватка за НТВ войдет в смертельный клинч, в рукопашную, в которой обе стороны во славу своих богов (свободы слова и торжества прав собственников) проклянут друг друга и обрушатся на противника. И что в коллективе, при том, что он немаленький, кто-то не устоит, кто-то дрогнет, тоже можно было предполагать. Думается, что неожиданными оказались имена "отступников". Парфенов и Миткова олицетворяли, так сказать, сопутствующие главной линии канала тренды, которые, тем не менее, формировали обложку НТВ. Просветительские проекты Парфенова были не только оригинальные, не только познавательные – они были живым воплощением того, что качество – это не только новости, даже если они – "наша профессия". Остроумный флирт с историей был скорее рассчитан на подкованных учителей, чем на отставших по программе учеников, но все же были основания говорить о творчестве канала на стезе "разумного, доброго, вечного" (НТВ, как известно, преемник государственного образовательного телеканала). Миткова, с ее демократическим послужным списком, была лицом канала в прямом смысле этого слова, ибо кроме как ведущая программы "Сегодня" она засветилась всего два раза: когда московские коммунисты грозили отнестись к ней "со всей жесткостью" как представительнице прозападного канала, а также когда прокуратура дознавалась, какую сумму она получила в кредит от руководства "Медиа-Моста".

Для тех, кто призывает не драматизировать ситуацию (и призывающих отталкиваться от формулы сатирика Задорнова "Все дело в бабках"), конечно же, такой подарок судьбы, как уход двух "звезд" с НТВ, – повод возрадоваться и радостью своей не продешевить в публичном пространстве. Вот они, "звезды", лица канала, вот они – своими ногами и трудовыми книжками голосуют против "тоталитарной секты" Киселева и Ко.! А где же цинизм, раскладывающий все по полочкам? К слову, ведущему новостей, да еще новостей уровня и рейтинга НТВ, тяжело устроиться на другом телеканале, и та же Миткова могла и не доверить свою судьбу начальникам ТВ-6, куда, по слухам, перейдет в случае неблагоприятного развития ситуация нынешняя команда НТВ. А уход Парфенова в "Коммерсант" спецкором – это вообще смешно. В практике тележурналиста переход в печатные СМИ – редчайшее явление. Тем более когда речь идет о действительно популярном (кто бы спорил) и реально амбициозном (кто внимательно следил, тот согласится) Парфенове. Так что автор остроумных исторических параллелей рано или поздно появится в эфире – возможно, того же НТВ, но уже без Киселева.

Конечно, уход двух журналистов – это далеко еще не крушение всей команды. Можно долго взвешивать на весах справедливости, состоялся бы Парфенов в своем нынешнем амплуа без дорогостоящих натурных съемок, без выезда во все возможные страны мира, без работы не одной сотни консультантов и сценаристов – то есть всего, что очень и очень дорого и что было предоставлено в его распоряжение тем самым Киселевым, который сейчас превратился в "диктатора". И потому правы те, кто считает, что происходит необратимое. Журналисты теряют своих коллег, канал – журналистов, а мы, зрители, – канал.

Выбор читателей