Как украсть нефть в России

Нефть и бензин воруют в России в колоссальных размерах. Государство теряет миллионы долларов. В регионах развернулась война между милицией и "бензиновыми королями"

Образ классического золотоискателя, позаимствованный из старых американских вестернов, давно сложился в нашем представлении. При упоминании человека этой профессии воображение рисует этакого загорелого бородатого работягу, который с киркой в руках в поте лица своего отвоевывает крупицы желтого металла у враждебной природы. Когда-то старатели месяцами долбили горную породу и отмывали в проточной воде тонны речного песка. Теперь же, для того чтобы найти золотую жилу, в России достаточно взять лопату и выкопать в грунте небольшую яму. Там, под покровом земли, сокрыт от посторонних настоящий Клондайк. Только золото в нем особое – жидкое, с резким запахом. Оно хорошо горит и применятся в качестве топлива.

Если взять общую длину трубопровода, по которому в России транспортируются нефть и ее производные – бензин и солярка, то полученных километров окажется достаточно, чтобы полтора раза опоясать весь земной шар. Каждый день труба пропускает через себя миллионы кубометров нефти, рыночная стоимость которой выражается в астрономических суммах. Чем не золотая жила? Растет и число "старателей", незаконно сколачивающих на этой самой трубе миллионное состояние.

Пик числа краж топлива в России пришелся на 1998 год, что позволило специалистам говорить о "новой криминальной проблеме", обрушившейся на страну. Достаточно вспомнить небывалый рост цен на бензин именно в 98-м, и причины столь резкого повышения интереса к "жидкому золоту" легко объяснимы. Если верить статистике, за 1998 год только на объектах одной компании – ОАО "АК Транснефтепродукт" было зафиксировано 507 врезок в трубопровод, львиная доля которых (391 врезка) пришлась на российскую территорию. В течение следующего года нефтеносные артерии "Транснефтепродукта" перенесли уже 529 покушений. А прошлый год побил все рекорды. По данным ГУБЭП МВД России, "старатели" устроили 720 незаконных врезок. Причины все те же: цены на топливо не стоят на месте. В 2000 году стоимость литра АИ-92 перевалила за 8-рублевую отметку и продолжает расти.

Во всех регионах России хищения топлива приобрели характер широкомасштабного криминального промысла. Им занимаются уже не кустари-одиночки, а четко организованные преступные группировки. При этом между представителями конкурирующих криминальных кланов развернулась настоящая война за сферы влияния. Как сообщили в ГУБЭБ МВД РФ, топливная артерия давно поделена между преступными сообществами. Причем, уровень технической оснащенности банд, специализирующихся на краже нефти, постоянно растет. На вооружении среднестатистической группы – средства радиосвязи, бинокли, приборы ночного видения и, конечно, бензовозы. В качестве последних используются "бутафорские" грузовики, в кузове которых цистерны маскируются песком, щебнем или досками. Проедет такой самосвал или лесовоз – никому и в голову не придет, что в его кузове плещется ворованная нефть или бензин.

Сами врезки маскируются с не меньшим изыском. Качать краденое топливо прямо с трубы решится разве что идиот или наглец. Обычно от места подключения к трубе врезчики устраивают отводы на расположенные вблизи лесопосадки, предприятия, базы, где и разливают "черное золото" в заготовленную тару.

Недавно в Брянской области были арестованы члены преступной группировки, которая вела "бизнес" так скрытно, что аферу удалось раскрыть только через год после врезки в трубу. Еще в 1999 году артель "золотоискателей" из 11 человек приварила вентиль к трубопроводу "Самара – Брянск", проведя отвод протяженностью 1900 (!) метров на территорию воинской части. Похищенное топливо сливалось в 50-тонную емкость, от которой, в свою очередь, шел второй отвод на закамуфлированную насосную подстанцию, где горючее мощным насосом закачивалось в бензовоз. Рабочая машина у злоумышленников была тоже не совсем обычная: в контейнере КамАЗа размещалась 20-тонная емкость. На момент задержания у банды изъяли 38 тонн украденной солярки. Всего же за год "старатели" накачали нефтепродуктов на миллионы долларов.

К врезкам "грамотные" преступники готовятся тщательно. Как правило, за несколько километров от проведения работ располагаются дозорные с биноклями и приборами ночного видения. Они контролируют всю округу. В случае появления ментов стоящие "на стреме" по рации предупреждают врезчиков. В России созданы специальные "конторы", которые специализируются на врезках, но сами ими не пользуются, а продают за большие деньги различным ОПГ. Нет проблем и со сбытом. Ворованное горючее всегда сдается за полцены, что позволяет продавцам накручивать бешеный процент. Причем известны случаи, когда "левую" горючку приобретали не только владельцы заправок, но и директора сельхозпредприятий и командиры воинских частей. Кстати, по данным все того же ГУБЭП МВД, в стройных рядах "бензиновых королей" прекрасно себя чувствуют и бывшие сотрудники милиции и спецслужб. Такие спецы пользуются у братвы бешеным спросом. Каждый "босс" горит желанием иметь в своей команде "бойца" с той стороны баррикад, разбирающегося во всех тонкостях милицейской оперативной работы.

Словом, Россия теряет на трубе слишком много. Плюс ко всему страдает экология. Большая часть аварий, когда разливаются тонны нефти, лежит на совести врезчиков. Давление топлива в трубопроводе достигает 50-ти атмосфер (для сравнения, в шинах грузового автомобиля – "всего" 4 атм.А.О.). Некачественные вентили "старателей" не выдерживают такого напора. Так, на 164-м километре того же трубопровода "Самара – Брянск", неподалеку от автомагистрали, из просверленной трубы в небо взметнулся фонтан дизельного топлива. По свидетельству сотрудников "АК Транснефтепродукт", прибывших на место происшествия, струя достигала 25-метровой высоты и была хорошо видна за несколько километров. Буквально через несколько месяцев в Сызранском районе Самарской области по той же причине прорвало трубопровод "Самара – Брянск". Тогда для ликвидации последствий катастрофы привлекли три бригады аварийной службы в составе 60 человек. Применялись бульдозеры, бензовозы, вакуумные средства откачки и пожарные автомобили. Только чудом удалось избежать попадания десятков тонн топлива в Волгу.

По вине злоумышленников год назад едва не произошла авария на 983-м километре этого же нефтепродуктопровода. На этот раз сохранности трубы грозила не врезка. Под нижней образующей трубопровода милиционеры обнаружили... минометную мину с самодельным взрывателем. Катастрофу предотвратили. Характерно, что этот инцидент произошел после нескольких задержаний расхитителей топлива и, очевидно, являлся актом мести "бензиновых королей".

Ежегодно только на ликвидацию незаконных врезок нефтяные компании России расходуют свыше 2 миллионов рублей. В эти суммы не входят огромные штрафы за ущерб окружающей среде.

Еще несколько лет назад стало ясно, что в одиночку охранные структуры просто не в состоянии предотвращать врезки. Теперь со "старателями" борются сотрудники уголовного розыска и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Борьба идет с переменным успехом. Регионы выкручиваются по-разному. Так, в Свердловской области раз в три месяца проводится комплексная операция "Нефтяник", во время которой устраиваются облавы на любителей халявной нефти. А в Воронежской губернии нефтепроводы охраняют специальные подразделения на вертолетах.

Время от времени проводятся и широкомасштабные акции, накрывающие сразу несколько субъектов Федерации. Например, три-четыре раза в год устраивается операция "Нефть", в которой участвует свыше 50 000 (!) милиционеров. Так, в июне-июле прошлого года было раскрыто 215 хищений нефтепродуктов, из незаконного оборота изъято 420 тонн украденного горючего. Всего было исследовано более 2500 бензохранилищ, 6000 автозаправок и свыше 11 000 бензовозов.

У милиции и нефтяных компаний может появиться новый союзник – наука. Несколько НПО конкурируют друг с другом за право поставки противоврезочного оборудования нефтяным компаниям. Новые технические средства позволяют не только оперативно сигнализировать на "врезки", но и с высокой точностью определять тот участок трубы, где орудуют "старатели". В ряде регионов, где уже установлена подобная аппаратура, число задержанных "нефтедобытчиков" увеличилось в 2,5 раза. Но "бензиновые короли" в свою очередь готовятся к контрмерам. Нефтяная война в России продолжается.

Выбор читателей