Киселев уедет "в ласковые дали"

О.Добродеев написал открытое письмо Е.Киселеву. "Первая кровь" брызнула в 1997 г. из-за неподеленного пирога "Связьинвеста". Но в итоге, одного яхта унесет в ласковые дали, другие останутся на месте пожарища"

Председатель ВГТРК Олег Добродеев направил открытое письмо Евгению Киселеву, которое сегодня опубликовано в "Известиях".
В тексте письма говорится:

"Женя!
Жанр открытых писем тебе становится избитым приемом. Но что поделаешь, если ты избегаешь контактов, публичной дискуссии о той катастрофе, на грани которой стоит созданная нами с тобой компания. Подчиненным ты и твой истеричный круг затыкают рот, а на встречу в программу Владимира Познера ты прийти не захотел, хотя ведущий был согласен сделать все, чтобы участие в программе не помешало работе "Итогов".

Между тем, объяснение мое с тобой давно назрело, может быть, даже запоздало. Его ждали от меня еще два года назад, когда Гусинский, Малашенко и ты начали выдавливать меня из компании. Ребята, которых НТВ привело в большую журналистику, просто требовали объяснения с меня, когда в январе прошлого года я уходил.

Ты прекрасно помнишь тот вечер в Останкино, переполненную корреспондентскую и мое неискреннее заявление, которым я хотел успокоить людей - ведь Лиза Листова, Женя Ревенко, другие молодые и горячие ребята уже бегали по коридорам, говорили об акции протеста. Протеста против моего ухода и твоего назначения.

Я просто ушел, так как думал о репутации компании, дальнейшей судьбе людей. Поэтому обратиться к тебе я решил только тогда, когда на карту ты поставил то, что принадлежит уже не только тебе и Гусинскому - судьбы людей, которых ты превратил в пламенных революционеров, на глазах теряющих профессию. Главной линией защиты ты избрал "независимое" НТВ. Уж мы-то с тобой знаем, что с самого начала компания была не только "Гусинской", но и кремлевской. Лицензию на вещание нам пробивали Бородин и Тарпищев. Я представлял компанию на всех узких посиделках в администрации, многие пиаровские ходы ельцинской команды во время и после выборов 1996 г. рождались в Останкино. Да что ходы - многие достопамятные радиообращения Бориса Ельцина летом 1997 г. сочинялись журналистами НТВ.

Хорошо помню изумление Володи Кулистикова, которого мы осенью 1996 г. взяли с тобой с Радио "Свобода": "Ну, вы даете ребята, Спасские ворота ногой открываете".

Моральный капитал канала, нажитый Леной Масюк, Володей Лускановым (их портреты, я слушал, после их перехода на РТР ты приказал убрать), Ильей Канавиным, Сашей Хабаровым и другими во время первой чеченской кампании через участие в кремлевских акциях, активно преобразовывался в капитал реальный, те же бесконечные кредиты государственного "Газпрома".

Смотря "Итоги", провинциальные начальники безошибочно улавливали линию Кремля. Мы были при власти, но Гусинскому в какой-то момент показалось, что он - сама власть, и тут-то начались проблемы, которые всегда решались одним и тем же способом - при помощи информационной заточки.

"Первая кровь" брызнула в августе 1997 г., когда Гусинский потребовал от нас информационно разобраться с теми, кто не дал ему вкусить казавшегося безумно сладким пирога "Связьинвеста". Тогда я впервые задумался, как же все-таки сохранить лицо компании в условиях нарастающей заинтересованности главного акционера в информационном оружии.

Ты, похоже, задумался над другим - как использовать этот интерес в личных целях. Но самое тяжелое - и ты, и Гусинский часто говорили об этом как-то вскользь - это вторая чеченская война.

А было так: сначала требование акционеров - резко ужесточить нейтральную, объективистскую позицию, а потом, как обычно, договориться с властью. Разменять эту позицию на пролонгацию кредитов. Это случалось. Но теперь за этим стояли не интересы олигархов, а жизни людей. Каждый из нас сделал свой выбор, в результате которого я ушел, а ты остался.

Пишу письмо под влиянием двух последних ночных эфиров. Они - похороны информационной тележурналистики и есть самая реальная угроза НТВ. Обращаюсь к тебе как человек, который никогда уже на НТВ не вернется. Подумай о людях. Митинговые крики о команде и единении имели бы смысл, если бы действительно у всех участников сегодняшних событий были общие судьба и будущее. Но будущее - не только временная, это еще и пространственная категория. Одного человека хозяйский самолет, хозяйская яхта унесут в ласковые дали, другие останутся на месте пожарища, раздутого ради этой перспективы. Где чей вариант, мы с тобой прекрасно знаем".

Сегодня же в "Коммерсанте" опубликован ответ Евгения Киселева на открытое письмо Леонида Парфенова, в котором журналист объявил о своем уходе с НТВ. Продолжит программу Парфенова Инесса Землер. Леонид Парфенов стал первым журналистом НТВ, который покинул компанию именно в этот период - когда конфликт между каналом и государством достиг апогея. По признанию самих журналистов, никто не ожидал, что телекомпания останется без своих звезд. Кстати, следом за Парфеновым заявление об уходе написала бессменная ведущая вечерних выпусков информационной программы "Сегодня" и одна из тех, кто работал на НТВ с первого дня его существования, Татьяна Миткова. По информации Евгения Киселева, Миткова не подписывалась под открытым письмом Леонида Парфенова. А тот, напомним, обвинил лидера канала в авторитарности и в том, что он провоцирует маски-шоу на 8 этаже в Останкино.

В открытом письме Киселев называет Парфенова предателем, а его отставку "преступлением перед стилем. Жалко, что за столько лет работы на одном канале, если не душевной дружбы, то человеческой приязни закончились так - позерством и трусостью", - пишет Киселев.

Еще один сотрудник НТВ, Виктора Шендерович, написал Альфреду Коху "совсем открытое письмо", ответ на письмо Коха. Более подробную информацию об этой "переписке" вы сможете прочитать в нашей газете чуть позже.

Спокойствия и объективности – вот, чего требуют в последние дни многие журналисты от НТВ и "Газпрома".

Остановиться и спокойно, объективно, разобраться в происходящем - судя по всему, намерен требовать от НТВ и Тед Тернер. В минувшие выходные Тернер огласил десять принципов, по которым намерен руководить компанией.

Тернер считает, что НТВ не должно "находиться в оппозиции к правительству России, к любой партии, политической группе или личности". "Журналисты НТВ, - отмечает он, - будут поднимать вопросы, но должны воздерживаться от ответов или интерпретации событий. Делать заключения - дело самих зрителей".

Следование стандартам западной информационной журналистики, если Тернер действительно станет акционером НТВ, может стать новой "визитной карточкой" компании.

Тернер утверждает, что за последние дни убедил всех: он не намерен покупать контрольный пакет акций НТВ. Более того, он ожидает, что "Газпром-медиа" подпишет соглашение всех акционеров о том, что контрольного пакета не будет иметь никто из них, а все ключевые решения будут приниматься только с общего согласия.

Не исключено, что уже в скором времени Тернеру удастся договориться с другими потенциальными владельцами компании - "Газпром-медиа", компанией Capital Research и Гусинским. Если это произойдет, то 49% акций компании окажутся у американского предпринимателя (!), 46% - у "Газпрома" и около 5% - у Capital Research. Как изменится ситуация и кто перекупит через подставных лиц недостающие проценты акций – загадка, но, видимо, разрешится и она, пройдет лишь год-другой.

Тем временем, журналисты НТВ продолжают акцию протеста против смены руководства компании. В воскресенье "звезды" канала побывали на митинге в Санкт-Петербурге, в котором, по разным оценкам, приняли участие от 5 до 30 тыс. человек.

Некоторые из собравшихся держали в руках плакаты с надписями: "Мы забыли, что такое цензура, и не хотим вспоминать", "Путин, почему вы молчите? Вы же петербуржец", зеленые надувные шары и эмблемы телекомпании НТВ.

Выбор читателей