Судьба "Формулы 1" в руках автогигантов

Берни Экклстоун заявил о своей готовности расстаться с принадлежащим ему пакетом акций траста SLEC в пользу автомобильных компаний, вовлеченных в "Формулу 1", если это их успокоит

На уступки пулу ведущих автомобилестроительных компаний мира в отношении телетрансляций "Формулы-1" пошел финансовый босс самых зрелищных автогонок Берни Экклстоун. Он заявил, что и впредь будет проводить политику бесплатной телевизионной трансляции гонок "первой формулы". В полученном заявлении создатель финансовой империи гонок из Англии заверил, что его курс "всемирного освещения автогонок по бесплатным теле- и радиоканалам останется неизменным".

Именно этого добивались такие автомобильные гиганты, как "Форд", "Фиат", "БМВ", "Рено" и "Даймлер-Крайслер", которые пригрозили ранее Экклстоуну созданием альтернативных "Формуле-1" автогонок. Об этой сенсационном проекте проинформировал в минувшую среду от имени пула глава "Фиата" Паоло Кантарелла.

Угроза ухода трансляции захватывающих битв на самых скоростных трассах мира на частные каналы стала реальной после покупки медиа-магнатом из Баварии Лео Кирхом 75%-го пакета акций холдинговой компании Экклстоуна SLEC, ведущей коммерческие дела "Формулы-1". В этом случае спонсоры, как считают автомобилестроители, лишаются телеаудитории, превышающей 300 млн человек. Это, в свою очередь, ведет к непредсказуемым финансовым последствиям.

Сегодня стало также известно, что Берни Экклстоун выразил готовность поделиться с автопромышленниками своими акциями в "Формуле", чтобы удержать их от выполнения угрозы организовать альтернативный чемпионат.

Как сообщили информированные источники после консультаций с Экклстоуном, Кирх предложил автомобилестроителям 25%-й пакет акций SLEC, а также право вето на любое решение, касающееся перевода телетрансляций на частные платные каналы. По поступающим сообщениям, автомобильные компании довольно осторожно отнеслись к предложению Кирха. Источники, близкие к "Фиату", сказали, что предложение о части акций SLEC не является прорывом. "Это - не новое предложение. Оно уже некоторое время назад выдвигалось", - отметили источники. Но "складывается впечатление, что Экклстоун и Кирх с И-Эм-ТВ делают шаги в правильном направлении и в итоге мы придем к приемлемому соглашению", - говорится в опубликованном сегодня заявлении "Фиата".

Вместе с тем, Экклстоун не скрывает своего недоумения: смысл демарша, о котором объявили на прошедшей неделе члены АСЕА (Ассоциация европейских автопроизводителей) - учредить самостоятельный чемпионат мира - ему непонятен. "Я отдам автомобильным компаниям принадлежащие мне 25% акций SLEC, если это необходимо для того, чтобы разрешить эту проблему, - заявил Эклстоун. - Но клянусь богом, я не понимаю, чего они на данном этапе хотят. Их позиция все время меняется. Их бизнес состоит в том, чтобы продавать автомобили. Мне кажется странным то, что они хотят владеть и гонками. Автомобильным компаниям надо бы понимать, что автоспорт - это дело команд, а не автогигантов. Многие из этих команд участвуют в этом бизнесе долгие годы. Каждой из сторон надо бы трезво оценивать как положительные стороны, так и отрицательные. Отрицательных больше".

70-летний хозяин "Формулы 1" полагает, что автогигантам нужна возможность диктовать, где, в каких странах надо устраивать этапы чемпионата мира. Ведь для них F1 - гигантская рекламная площадка. Кстати, готовность Экклстоуна расстаться с акциями своего холдинга, через который реализуются коммерческие права, завязанные на "Формулу 1", не означает его намерения отойти от дел: "Командам не стоит опасаться того, что я уйду на пенсию, разве что моей смерти. А я не планирую умирать в ближайшем будущем".

Ранее Экклстоун выступил с драматическим предостережением о том, что знаменитая "Формула-1" и автогонки как вид спорта находятся под угрозой в результате инициативы ведущих автомобилестроителей по созданию альтернативы "первой формуле". "Я потратил 30 лет на то, чтобы создать сегодняшнюю "Формулу-1", однако сейчас она стоит перед угрозой ликвидации всего за шесть месяцев", - заявил он.

Гораздо более оптимистично отнесся к проекту автогигантов нынешний чемпион автогонок немец Микаэль Шумахер. Он считает, что данное предприятие может быть реализовано лет через шесть, а к тому времени, как сказал Шумахер, он уже повесит на гвоздь свои гоночные краги.

Напомним, что на минувшей неделе производители болидов и моторов для "Формулы 1" "ФИАТ-Феррари", "БМВ", "Даймлер-Крайслер", "Форд-Ягуар" и "Рено" пригрозили уходом из чемпионата и организацией альтернативного "Гран-при" в знак протеста против "приватизации" "Формулы" Лео Кирхом.

Проблемы у чемпионата возникли не только на денежном фронте. Архиепископу Имолы крайне не понравилось, что "Гран-при Сан-Марино" пройдет в день Пасхи. Он не поленился самолично приехать на автодром "Имола" и высказать его руководству свое неодобрение. Один из устроителей гонки, Джанфранко Томассоли, попытался объяснить священнослужителю, что проведение "Гран-при" не затрагивает интересы церкви. С Yтра на автодроме проведут мессу, которая будет транслироваться на гигантских экранах, установленных около трибуны. Ее проведет специально приглашенный священник из Маранелло. Кроме того, отменен традиционный праздничный ужин после гонки. Похоже, эти мероприятия помогли найти компромисс с церковью. Архиепископ не будет чинить препятствий проведению соревнований.

Выбор читателей