Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Этим самым приказом Московская лицензионная палата решила провести эксперимент: аккредитовать при себе страховые организации, которые занимаются страхованием ответственности и иных рисков в подлежащих лицензированию областях. То есть пришел кто-то получать лицензию на выполнение определенной деятельности (а сегодня, между прочим, таких видов деятельности около 500 только на федеральном уровне, а в регионах под лицензирование подвели и того больше), а ему – от ворот поворот. Потому что застраховался "не у того". Что противоречит "Временному положению о порядке аккредитации страховых организаций при Московской лицензионной палате и ее рекомендациям Центрам лицензирования принимать от соискателей лицензий в подаваемых пакетах документов страховые полисы только аккредитованных организаций".
Ох уж эти "рекомендации"! Ответственности никакой, а еще никогда не слышала, чтобы рекомендованное "сверху" было проигнорировано. А так как нет у нас ничего более постоянного, чем временное, данный эксперимент как-то тихо затянулся на несколько лет – наверное, ввиду его большой успешности. А еще 19.05.98 г. председателем Московской лицензионной палаты были утверждены обязательные условия договоров страхования профессиональной ответственности риэлторов, где пунктом 1.1 страховщиками признаются лишь аккредитованные организации, а пунктом 1.1.7 установлено, что при невыполнении или нарушении данных Условий страховщик может быть лишен аккредитации. Между прочим, Московская лицензионная палата установила нормы (страховой тариф, страховая сумма и т.д.), которые при заключении договоров добровольного страхования определяются сторонами по их усмотрению, что ограничило риэлторов в выборе страховщика. Не говоря уж о том, что аккредитация ограничила доступ на рынок страховых компаний, которые предлагают иные условия договора страхования ответственности.
Один мой знакомый свой развод с женой, славящейся как хорошая хозяйка, объяснил так: "Понимаешь, все началось с заботы. Мне нравилось, что меня кормят, стирают рубашки, а после работы я возвращаюсь в чистую квартиру. Но постепенно эта забота стала какой-то... удушающей. Есть ты обязан не то, что хочешь, а что считают полезным для твоей печени – с которой все, кстати, в порядке. Носить ты будешь то, что велено. Придешь домой – "ботинки снимай", "туда не ходи – там чисто", "сюда не садись", "одежду не раскидывай"... И вот сидишь ты на кухне, поджав ноги, в какой-то немыслимой хламиде, ешь протертую бурду – и чувствуешь себя последней сволочью. Потому что хочешь жену свою – такую заботливую и хозяйственную – убить". Последнее время, обращаясь к теме административных барьеров, я часто думаю, что наши чиновники напоминают эту деспотично-заботливую женщину. Хотят, как лучше, получается – как всегда.
Если говорить о тех же лицензиях и аккредитациях – ей-богу, наверняка ведь были и благие намерения. Может, очень хотелось, чтобы страховщики были надежными. Разве, например, с теми же риэлторами не важно, чтобы компания, страхующая их ответственность, могла выполнить свои обязательства? Рынок рисковый, а деньги немалые. Ну так поступите просто: сделайте аккредитацию добровольной. Или составляйте и широко печатайте рейтинги надежности, как это принято на Западе. И тогда, если аккредитация будет действительно гарантировать надежность (а для этого надо постоянно отслеживать ситуацию с компаниями), а рейтинги заслужат авторитет своей точностью, потребители страховых услуг будут ориентироваться на них – и страховые компании сами помчатся к вам. Но действовать так – это сложно, хлопотно и требует высокопрофессиональных знаний страхового бизнеса. Поэтому поступили проще. "Как всегда".
Между прочим, Московская лицензионная палата своим приказом нарушила даже распоряжение Лужкова, которым утверждено положение о МЛП, так как в этом положении функции аккредитации финансовых организаций, в том числе страховых, не предусмотрены. И в положении о лицензировании риэлторской деятельности среди перечня документов, предоставляемых в лицензионный орган, страховой полис не значится. Более того – там указано, что помимо указанных в положении документов иных и требовать нельзя.
Несмотря на это, на протяжении нескольких лет Московская лицензионная палата бодро делила страховщиков на "чистых" и "нечистых". В число последних попадали вовсе не обязательно фирмы типа "Рога и копыта": пострадала, например, такая солидная страховая организация как "Росгосстрах-Подмосковье". В ответ на ее обращение МЛП сообщила, что, в соответствии с тем самым приказом МЛП №158 и рекомендациями Координационного совета по вопросам страхования при Правительстве Москвы, отделом лицензирования риэлторской и социальных видов деятельности принимаются только страховые полисы аккредитованных при МЛП организаций.
Результаты эксперимента Московской лицензионной палаты оказались столь интересны, что ими занялись антимонопольные органы. В разбирательстве участвовали даже представители УБЭП; и никаких иных последствий, кроме негативных, как то: препятствование конкуренции на страховом рынке и ограничение потребителей в выборе – выявлено не было. Московская лицензионная палата была признана нарушившей ст. 12 закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг – и обязана отменить пресловутый приказ №158, как уже упоминалось, до 20 апреля.
Можно, конечно, порадоваться за страховщиков и риэлторов. Но я каждый день вижу на улицах города рекламные щиты Московской лицензионной палаты, утверждающие, что оная является лучшим другом предпринимателей и защитником потребителей, и с грустью думаю: если чиновники действительно считают, что защищать и поддерживать нужно таким вот образом, – не помогут никакие комиссии. Новые способы борьбы за цивилизованный бизнес "по-чиновничьи" всегда придумываются быстрее, чем успевают принять меры по их обузданию. Потому что цель-то – благая. Любые средства оправдывает.
Судно моментально ушло под воду