Цивилизованный бизнес "по-чиновничьи"

Пока правительство бьется за сокращение количества лицензий, сами "заинтересованные лица" не сидят сложа руки. Те, кто лицензирует, придумывают себе новые сферы приложения сил

На днях опять получат некоторое облегчение страховые компании. Теперь – на рынке страхования риэлторской и иной лицензируемой деятельности в Москве. До 20 апреля должен быть отменен приказ Московской лицензионной палаты от 26.11.97 г. №158 "Об использовании механизма страхования при осуществлении лицензируемой деятельности".

Этим самым приказом Московская лицензионная палата решила провести эксперимент: аккредитовать при себе страховые организации, которые занимаются страхованием ответственности и иных рисков в подлежащих лицензированию областях. То есть пришел кто-то получать лицензию на выполнение определенной деятельности (а сегодня, между прочим, таких видов деятельности около 500 только на федеральном уровне, а в регионах под лицензирование подвели и того больше), а ему – от ворот поворот. Потому что застраховался "не у того". Что противоречит "Временному положению о порядке аккредитации страховых организаций при Московской лицензионной палате и ее рекомендациям Центрам лицензирования принимать от соискателей лицензий в подаваемых пакетах документов страховые полисы только аккредитованных организаций".

Ох уж эти "рекомендации"! Ответственности никакой, а еще никогда не слышала, чтобы рекомендованное "сверху" было проигнорировано. А так как нет у нас ничего более постоянного, чем временное, данный эксперимент как-то тихо затянулся на несколько лет – наверное, ввиду его большой успешности. А еще 19.05.98 г. председателем Московской лицензионной палаты были утверждены обязательные условия договоров страхования профессиональной ответственности риэлторов, где пунктом 1.1 страховщиками признаются лишь аккредитованные организации, а пунктом 1.1.7 установлено, что при невыполнении или нарушении данных Условий страховщик может быть лишен аккредитации. Между прочим, Московская лицензионная палата установила нормы (страховой тариф, страховая сумма и т.д.), которые при заключении договоров добровольного страхования определяются сторонами по их усмотрению, что ограничило риэлторов в выборе страховщика. Не говоря уж о том, что аккредитация ограничила доступ на рынок страховых компаний, которые предлагают иные условия договора страхования ответственности.

Один мой знакомый свой развод с женой, славящейся как хорошая хозяйка, объяснил так: "Понимаешь, все началось с заботы. Мне нравилось, что меня кормят, стирают рубашки, а после работы я возвращаюсь в чистую квартиру. Но постепенно эта забота стала какой-то... удушающей. Есть ты обязан не то, что хочешь, а что считают полезным для твоей печени – с которой все, кстати, в порядке. Носить ты будешь то, что велено. Придешь домой – "ботинки снимай", "туда не ходи – там чисто", "сюда не садись", "одежду не раскидывай"... И вот сидишь ты на кухне, поджав ноги, в какой-то немыслимой хламиде, ешь протертую бурду – и чувствуешь себя последней сволочью. Потому что хочешь жену свою – такую заботливую и хозяйственную – убить". Последнее время, обращаясь к теме административных барьеров, я часто думаю, что наши чиновники напоминают эту деспотично-заботливую женщину. Хотят, как лучше, получается – как всегда.

Если говорить о тех же лицензиях и аккредитациях – ей-богу, наверняка ведь были и благие намерения. Может, очень хотелось, чтобы страховщики были надежными. Разве, например, с теми же риэлторами не важно, чтобы компания, страхующая их ответственность, могла выполнить свои обязательства? Рынок рисковый, а деньги немалые. Ну так поступите просто: сделайте аккредитацию добровольной. Или составляйте и широко печатайте рейтинги надежности, как это принято на Западе. И тогда, если аккредитация будет действительно гарантировать надежность (а для этого надо постоянно отслеживать ситуацию с компаниями), а рейтинги заслужат авторитет своей точностью, потребители страховых услуг будут ориентироваться на них – и страховые компании сами помчатся к вам. Но действовать так – это сложно, хлопотно и требует высокопрофессиональных знаний страхового бизнеса. Поэтому поступили проще. "Как всегда".

Между прочим, Московская лицензионная палата своим приказом нарушила даже распоряжение Лужкова, которым утверждено положение о МЛП, так как в этом положении функции аккредитации финансовых организаций, в том числе страховых, не предусмотрены. И в положении о лицензировании риэлторской деятельности среди перечня документов, предоставляемых в лицензионный орган, страховой полис не значится. Более того – там указано, что помимо указанных в положении документов иных и требовать нельзя.

Несмотря на это, на протяжении нескольких лет Московская лицензионная палата бодро делила страховщиков на "чистых" и "нечистых". В число последних попадали вовсе не обязательно фирмы типа "Рога и копыта": пострадала, например, такая солидная страховая организация как "Росгосстрах-Подмосковье". В ответ на ее обращение МЛП сообщила, что, в соответствии с тем самым приказом МЛП №158 и рекомендациями Координационного совета по вопросам страхования при Правительстве Москвы, отделом лицензирования риэлторской и социальных видов деятельности принимаются только страховые полисы аккредитованных при МЛП организаций.

Результаты эксперимента Московской лицензионной палаты оказались столь интересны, что ими занялись антимонопольные органы. В разбирательстве участвовали даже представители УБЭП; и никаких иных последствий, кроме негативных, как то: препятствование конкуренции на страховом рынке и ограничение потребителей в выборе – выявлено не было. Московская лицензионная палата была признана нарушившей ст. 12 закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг – и обязана отменить пресловутый приказ №158, как уже упоминалось, до 20 апреля.

Можно, конечно, порадоваться за страховщиков и риэлторов. Но я каждый день вижу на улицах города рекламные щиты Московской лицензионной палаты, утверждающие, что оная является лучшим другом предпринимателей и защитником потребителей, и с грустью думаю: если чиновники действительно считают, что защищать и поддерживать нужно таким вот образом, – не помогут никакие комиссии. Новые способы борьбы за цивилизованный бизнес "по-чиновничьи" всегда придумываются быстрее, чем успевают принять меры по их обузданию. Потому что цель-то – благая. Любые средства оправдывает.

Выбор читателей