Исповедь падшего ангела

Режиссер Роман Виктюк восстановил один из своих самых скандальных спектаклей периода "чернухи". "Наш Декамерон" – монолог советской проститутки о превратностях судьбы

Металлические конструкции на сцене, обнаженные торсы, дамы в трико и балетных пачках. Виктюк. Явление первое. И, пожалуй, единственное.

Возрожденный спектакль кочует по разным площадкам. Премьера в театре имени Вахтангова, дальше – Таганка и Театр эстрады. Неприкаянный. Почти такой же, как и героиня актрисы Ирины Апексимовой.

"Наш Декамерон" вернулся на столичную сцену. Первая постановка состоялась в 1989 году с Татьяной Догилевой в главной роли. Лишь пронзительный текст Эдварда Радзинского да имя режиссера остались без изменений. Новые декорации (художник сцены Владимир Боер), новые костюмы (Владимир Бухинник), новое восприятие пьесы. И все же документальность описания реалий нашей жизни, способная шокировать еще десять лет назад, уже не ужасает и не пугает. Привыкли. И не такое видали.

"В Москву, в Москву..." – извечный крик чеховских сестер эхом отдается в душе девчушки из тихого до омерзения провинциального городка. Прочь отсюда – чуть ли не по трупам, ломая и круша, втаптывая обидчиков в грязь и мрак небытия. Жизнь не улыбнулась, а лишь оскалилась: вместо театрального института – прачечная, вереница сутенеров, свое место на Плешке или Тверской. Монолог о сволочах-мужиках, размышления о странностях любви, сага о похождениях "проститутки поневоле" во времена развитого социализма с транспарантами, лозунгами и портретами вождей на стенах.

"Декамерон" Джованни Боккаччо – сборник новелл, которые рассказывают друг другу убежавшие от чумы из Флоренции на загородную виллу молодые отпрыски патрицианских семей. Десять дней они развлекаются, выслушивая смешные и поучительные истории. "Читательницы получат удовольствие – столь забавны приключения, о коих здесь идет речь, – и в то же время извлекут для себя полезный урок: они узнают, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться. И я надеюсь, что на душе у них станет легче".

От просмотра спектакля Романа Виктюка легче не становится. И непонятно, кого винить: то ли фантазию Радзинского, то ли истерично-правдивую игру Апексимовой, а может, режиссера. Или нашу жизнь, наконец. Ту самую, которую создаем своими же руками и в которой варимся изо дня в день, не замечая ее ужасов.

Много чего произошло за десять лет: не стало Советского Союза, нам дали поиграть в демократию и повоевать, отдохнуть от дефицита и очередей. "Но кто героиня и тех, и этих дней? По какому персонажу, как по ископаемому, можно определить состояние общества? И это, оказывается, жрица любви, проститутка! Энергетика человеческого тела – а ведь к ней, к ее телу прикасаются представители всех сословий – оставляет на теле проститутки своеобразные следы; проститутку можно читать, как папирус, и определять все основные болезни общества. Эта мысль может показаться смешной или наивной, но это так". Режиссерская трактовка весьма оригинальна, впрочем, как и сам режиссер.

Помимо Ирины Апексимовой, в спектакле задействованы актеры, уже работавшие ранее в спектаклях Виктюка: Владимир Зайцев сотрудничает с ним более 12 лет (в том числе и в первой редакции спектакля). Людмила Погорелова была занята в таких знаменитых постановках Романа Виктюка как "М. Баттерфляй", "Механический апельсин", "Саломея". Егор Пазенко с 2000 года в труппе театра им. Моссовета. Сейчас в его активе партия Иуды в рок-опере "Иисус Христос – суперзвезда", однако с Виктюком он работает впервые.

Сценическое действо не рождает в зале равнодушных, скучающих лиц. Кто-то восхищается игрой актеров, кто-то ругает режиссера за излишнюю "чернушность", другие сокрушаются, что спектакль только "об этом": "Разве нет в жизни ничего светлого?". Есть, но за беззаботным весельем надо идти не к Виктюку, а в цирк.

Спектакль не устарел, но время его ушло. И через фразу бросаемые в зал слова "суки" и "падлы" уже не кажутся завоеванием гласности или свободой самовыражения. Зритель от них ежится и поглубже зарывается в кресло, а не приходит в дикий восторг, как десять лет назад. Ему неловко. Поток грязи, который льется со сцены, не воспринимается как откровение. Это всего лишь история о сволочах-мужиках, о злой судьбе и выборе своего пути в том жутком мире, где нам посчастливилось жить.


13 апреля спектакль "Наш Декамерон" будет идти на сцене Театра Эстрады.

Выбор читателей