Китай требует сатисфакции

Вашингтон не будет приносить Пекину какие-либо извинения за инцидент с самолетами. КНР же настаивает не только на официальных извинениях, но и на том, чтобы США взяли на себя всю ответственностью за инцидент, включая гибель китайского летчика

Высокопоставленный чиновник Пентагона заявил в интервью телекомпании CNN, что в момент столкновения с истребителем ВВС КНР в небе над Южно-Китайским морем американский самолет разведчик EP-3 летел в режиме автопилота. В то же время, представитель Пентагона признал, что находившийся в режиме автоматического управления самолет мог начать вираж для корректировки курса. По его словам, до сих пор остается невыясненным, летел ли самолет на одном уровне и прямо или же пытался повернуть.

Тем не менее, в Пентагоне считают, что ответственность за инцидент все равно лежит на китайских летчиках, поскольку самолеты сопровождения должны находиться на безопасном удалении от того самолета, который они перехватывают.

Как утверждал представитель оборонного ведомства США, в ходе встречи американских дипломатов с членами экипажа последние сообщили, что китайские истребители при перехвате якобы осуществляли различные опасные маневры. Сотрудник Минобороны, правда, не стал уточнять, какие именно это были маневры.

Официально Пентагон пока не комментирует происшедшее, ссылаясь на то, что необходимо провести опрос членов экипажа, удерживаемого в Китае.

Пока же действия президента США Джорджа Буша в связи с инцидентом с американским самолетом-разведчиком полностью одобряют 64% американцев, 54% считают, что США не должны извиняться перед Китаем. Лишь 41% американцев считают возможным, чтобы Вашингтон принес Пекину извинения. Об этом свидетельствуют данные опубликованного в Вашингтоне опроса общественного мнения, проведенного в США службой Гэллапа.

В минувшее воскресенье вице-президент США Ричард Чейни и советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс подтвердили, что администрация Буша не будет приносить Китаю какие-либо извинения, т.к. по их словам инцидент с самолетом произошел в нейтральном воздушном пространстве.

Такую аргументацию американской стороны правительство КНР отвергает и настаивает не только на официальных извинениях со стороны США, но и на том, чтобы Вашингтон взял на себя всю ответственностью за инцидент, включая гибель китайского военного летчика.

Официальный представитель китайского МИД Чжу Банчжао, который сопровождает председателя КНР Цзян Цзэминя в его поездке по странам Латинской Америки, назвал "неприемлемыми" заявления США по поводу инцидента с американским самолетом-шпионом.
"Мы совершенно не удовлетворены такими заявлениями, - подчеркнул он. - США несут ответственность и должны дать ответ китайскому народу".

По словам Чжу Банчжао, Пекин "проведет расследование и по его результатам примет решение о том, как поступить с экипажем" американского самолета. "Если США принесут извинения, - заявил представитель МИД, - это облегчит решение проблемы, если же нет - затруднит его".

Между тем, МИД КНР распространил в Пекине информацию о том, что китайские и американские дипломаты уже провели несколько раундов консультаций по урегулированию конфликта. Детали этих переговоров не раскрываются, однако китайское дипломатическое ведомство цитирует американского посла Джозефа Прюера о том, что обе стороны "немного" приблизились к решению этого вопроса.

По информации американских СМИ, сейчас США и Китай пытаются по дипломатическим каналам согласовать текст письма, в котором будет содержаться оценочная формулировка, приемлемая для обеих сторон. Однако же, как сообщила телекомпания NBC, в понедельник Китай отклонил уже третий по счету проект такого письма, предложенный Соединенными Штатами.

Безусловно, в конечном итоге китайская сторона пойдет на конструктивное решение вопроса о возвращении в США самолета-разведчика и его экипажа, заявил руководитель китайского сектора в Исследовательском центре имени Вудро Вильсона (Вашингтон) Роберт Хэсэвэй. В интервью телекомпании CNN американский ученый отметил, что задержка с разрешением инцидента в значительной степени объясняется внутренней ситуацией в КНР, где активизируется процесс продвижения молодых политиков во властные структуры.

Как утверждает Хэсэвэй, среди молодых руководителей, готовых прийти на смену нынешним китайским лидерам, немало получивших высшее образование в США. Хотя все они являются патриотами своей страны, тем не менее, сам факт длительного пребывания в Америке помогает им ориентироваться в двусторонних отношениях. Старое же руководство в этой ситуации вынуждено проявлять повышенную "твердость".

Роберт Хэсэвэй полагает, что в Китае осознают превосходство Соединенных Штатов по всем направлениям - в экономике, вооружениях и, самое главное, в политической стабильности в обществе. Все это, считает он, служит неизменной причиной раздражения китайской стороны, но одновременно является залогом стремления, в конечном счете, прийти к конструктивному диалогу.

Выбор читателей