Русские врачи против голландских убийц

Споры о легализации эвтаназии или добровольной смерти пациента от руки врача идут в мире уже не первый год. Для Нидерландов это стало делом почти решенным

Эвтаназия в переводе с греческого - "благая смерть". Термин "эвтаназия" впервые употреблен английским философом Фрэнсисом Бэконом в XVII в. для определения "легкой смерти", и с XIX в. стал означать "умертвить кого-либо из жалости".

"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства)

Споры о легализации эвтаназии или добровольной смерти пациента от руки врача идут в мире уже не первый год. Открытое обсуждение проблемы эвтаназии началось несколько позже - по сравнению с проблемой аборта - но, тем не менее, в некоторых странах уже привело к освобождению от всякой юридической ответственности того, кто провоцирует "легкую смерть".

Для Нидерландов, по крайней мере, это дело решенное. Сегодняшнее голосование в Сенате, по словам наблюдателей, станет обычной формальностью, особенно после того, как в прошлом году нижняя палата абсолютным большинством высказалось за легализацию эвтаназии. В случае, если законопроект будет принят, Нидерланды станут первой в мире страной, фактическое убийство смертельно больного человека одобрено государством.

Как заявил президент Голландского общества добровольной эвтаназии Яков Констамм, наступило время, когда эвтаназия должна перестать быть уголовным преступлением, и она позволит больным людям достойно уйти из этого мира.

Одновременно с парламентскими слушаниями во многих городах страны проходят акции протеста. По мнению противников легализации эвтаназии, даже при государственном одобрении она останется преступлением против человеческой жизни. Организация "Плач по жизни" уже собрала 15 тыс. подписей против принятия законопроекта и передала их в Сенат.
Как полагают ее активисты, любое убийство — преступно само по себе. "Если пациент долгое время не идет на поправку или отказывается от лечения и при этом делает это намеренно, врач может посчитать эвтаназию лучшим выходом. Однако, повторяю, в любом случае — это убийство", - говорит активист организации Антон ван Вуурен.

Рассуждения же сторонников эвтаназии таковы: человек имеет право выбора. Если он устал жить, то врачи могут "помочь" ему умереть безболезненно. А значит, это право должно быть внесено в законодательство. На практике эвтаназию совершает врач, вводя большую дозу сильнодействующего лекарства.

Не отстает от Нидерландов и Австралия. Один из самых известных в стране сторонников эвтаназии доктор Филипп Нитцшке собирается создать плавучую "больницу смерти". После того как (и если), верхняя палата парламента Голландии примет закон о легализации эвтаназии, доктор намерен приобрести зарегистрированный в "стране тюльпанов" корабль для своей больницы. Корабль-клиника будет курсировать в нейтральных водах неподалеку от берегов Австралии.

По словам Нитцшке, судно под голландским флагом сможет обеспечить законность его деятельности и даст возможность неизлечимым больным исполнить их последнее желание. Доктор заметил, что на организацию плавучей больницы потребуется время и … деньги. "Я бы хотел запустить проект и посмотреть, как он будет работать. Ясно, что проблема милосердного убийства существует, и ее надо решать", - сказал доктор. По сообщению Reuters, что у Филиппа Нитцшке пока нет денег на клинику и он ищет тех, кто даст ему средства.

"Убийство из милосердия" в 1994 г. было разрешено на южном побережье Австралии, однако, в 1995 г. закон о легализации эвтаназии отменили, и доктор Филипп Нитцшке активно протестовал против решения властей. По сведениям Reuters, он продолжал заниматься эватаназией и после запрета, но не убивал пациентов сам, а давал им советы, как покончить жизнь самоубийством.
Американский коллега Нитцшке, Джек Кеворкян, Доктор-смерть, который более 20 лет занимался эвтаназией, был, в конечном счете, арестован и осужден.

На Западе уже давно идет настоящая война между сторонниками и противниками эвтаназии. Звучат взаимные обвинения, ломаются копья, создаются различные клубы, общества, фонды за и против убийства тяжелобольных. Во всем мире существуют организации в защиту жизни, борющиеся с эвтаназией и убийством нерожденных детей. Имеется подобное движение и в России.

Вот как прокомментировали корреспонденту "Yтра" вопрос об отношении к "легкой смерти" в первом московском хосписе (для больных тяжелыми формами рака).

"Наше отношение к эвтаназии – резко отрицательное. Врачи считают, что, кроме всего прочего, они не вправе брать на себя ответственность за лишение жизни больного человека. Если больной считает, что у него есть право на добровольный уход из жизни, то у врача есть право этим не заниматься. Принятием подобного закона создается прецедент, когда медработника вынуждают лишать другого человека жизни. С этим мы не можем согласиться. Если, как считают некоторые, нужно уважать свободу выбора безнадежного больного, то нужно уважать и свободу выбора врача, который не хочет заниматься своего рода убийством.

Существуют другие способы облегчения участи безнадежного больного. У нас в хосписе имеется небольшой стационар на 25 коек, но около 100 человек находятся на надомном обслуживании. Не все больные знают свой диагноз, не все знают, что попадают в хоспис. Многие думают, что с ними работает обычный врач. (Именно по этой причине мы не называем фамилию нашего собеседника, чтобы смертельно больной человек случайно не узнал в нем своего "лечащего" врача). Первое, что мы спрашиваем, когда больной поступает к нам, знает ли он свой диагноз. Если не знает, то мы ему никогда не скажем.

Мы видим, как благодаря нашей работе облегчаются страдания людей. Многие из них говорят, что попали в рай, так как никогда не видели в жизни такого обхождения и уважения. Когда человек, доживающий последние дни, получает внимание, заботу и любовь, то это, на наш взгляд, гораздо лучше простого умерщвления".

Выбор читателей