"Дело Бородина": Швейцария играет в бродвейском шоу

После трехмесячной отсидки в Бруклинской тюрьме Пал Палыч был наконец экстрадирован в Швейцарию. Паровоз идет по расписанию. Кто бы сомневался. Только к правосудию это уже не имеет никакого отношения. А тем более к справедливости

В субботу, 7 апреля, после трехмесячной отсидки в Бруклинской тюрьме Нью-Йорка Пал Палыч Бородин был наконец экстрадирован в Швейцарию. Паровоз идет по расписанию. Кто бы сомневался. Только к правосудию это уже не имеет никакого отношения. А тем более к справедливости.

Наиболее "продвинутая" часть той субстанции, которая раньше у нас гордо наименовалась демократической общественностью, только руками разводит: ничего не поделаешь, дескать, там "у них" перед законом все равны, не то что в нашей (вернее, как опять стало в последнее время модно говорить, "в этой") стране, где "оборзевшим коррупционерам" закон не писан. Но чем дальше раскручивается спираль так называемого "дела Бородина", тем яснее вырисовывается его политический, заказной и жульнический характер. Собственно говоря, там кроме "чистой политики" с одной стороны и прокурорских амбиций с другой больше и нет ничего.

Даже большой демократ и знаток американских нравов Александр Лившиц в одном из недавних телеинтервью признал, что за "делом Бородина" стоят некие люди из бывшей администрации Клинтона. Дескать, России какими-то там силами был послан некий message и проч. Все так. Но, в развитие глубокой мысли уважаемого мэтра, добавим лишь, что, поскольку разница между администрацией Клинтона и Буша в отношении России (и не только) носит чисто номинальный характер (вернее, ее просто нет), стало быть, послание российской правящей номенклатуре и лично президенту Путину было передано от лица единого и неделимого "хозяина Америки". И Бородин подходил на роль фигуранта "послания" как нельзя лучше, потому что объединял в своем лице сразу двух адресатов – Россию как страну и Союз России и Белоруссии как идею.

Что же касается непосредственно швейцарской прокуратуры, то ее роль в этом деле представляется, во-первых, второстепенной, марионеточной, а потому – и это во-вторых – просто странной, что подтверждает характер и качество самого расследования. Впрочем, об эффективности действий швейцарцев можно судить в зависимости от тех целей, которые они перед собой ставили. Если целью было опорочить и "замордовать" секретаря Союза России и Белоруссии, то она явно достигнута. Как сказал адвокат Бородина Ральф Изенеггер о своем подзащитном: "Его психологическое состояние очень тяжелое. Господин Бородин в шоке. Представьте, при его статусе просидеть в тюрьме уже три месяца. Он подавлен, и это легко понять. К тому же у него плохо со здоровьем. Он похудел. Его постоянно мучает давление и боли сердца".

Если же целью было расследование преступления и примерное наказание Бородина в рамках предъявленных ему обвинений, а именно – отмывание денег и участие в преступной группе, то эта цель вряд ли будет достигнута. По словам того же Изенеггера, "оба обвинения несерьезны. Для того чтобы говорить об отмывании денег, нужно доказать их преступное происхождение". Невозможно отмывать чистые деньги. Главным обвинителем и пострадавшей стороной здесь должна быть Россия. Но российская Генеральная прокуратура считает Бородина невиновным, о чем официально уведомила швейцарскую сторону. Дело компании "Мабетекс" в России давно закрыто за отсутствием состава преступления. Обвинительная палата Женевы, которая дважды выносила решение по разблокированию счетов компании-фигуранта "Мерката Трейдинг", признала дело Бородина не имеющим судебной перспективы. Более того, второй главный фигурант в "деле Бородина" Беджет Пакколи находится на свободе и спокойно занимается созданием телеканала, который предназначен для вещания на Албанию. А российские чиновники, которые могли бы выступать в качестве свидетелей, не допрашивались швейцарскими следователями уже около двух лет. Кстати, отметим, что все вышеперечисленное – это лишь весьма сомнительный гарнир к уже давно протухшему блюду под названием "жареные факты а-ля Туровер".

Что касается обвинения в создании преступной группировки, то швейцарские адвокаты считают ее просто абсурдной: "Государственного секретаря России и Белоруссии господин Дево считает руководителем мафии! Это же прямое оскорбление в адрес союзного государства!". Верно подмечено. Но все же западные адвокаты налегают в основном на то, что политическая составляющая в этом деле сводится главным образом к желанию швейцарской прокуратуры доказать всему миру, "что она борется с нелегальными капиталами, оседающими в швейцарских банках в международном масштабе, и в этой борьбе не пощадит никого, даже чиновника ранга Бородина". В общем, что хлеб едят не даром. А заодно, если повезет, можно будет отмыть и оставшееся от "дела Михася" позорное пятно на девственном мундире.

Конечно, наличие этой чисто профессиональной прокурорской "узкоколейки" в деле Пал Палыча тоже, вероятно, имеет место, но main stream всей затеи все же пролегает не через швейцарские умы. Достаточно вспомнить филигранную организацию всей подставы: операцию по выводу Бородина за кордон с участием в том числе и "некомпетентных" советчиков с российской стороны, усыпивших бдительность Государственного секретаря. Вот где координация (если не сказать больше)!

Что дальше? Дело Бородина, если его рассматривать не как "победу правосудия и торжество демократии", а как "послание", то есть по существу, имеет свою внутреннюю динамику. Если сразу после того, как Пал Палыча повязали у трапа, мы писали о том, что при наличии у американцев доброй воли Путин тоже может извлечь некую выгоду из сложившейся ситуации, переадресовав "сигнал" в сторону "семьи", то теперь мы так не считаем. После провала миссии Иванова и шпионского скандала, даже несмотря на протянутые "два пальца" для примирительного пожатия, дело Бородина все больше напоминает уже не затянувшуюся пощечину, а просто какую-то, извините, "шмась", после которой нашим "новым православным" от политики стоит крепко задуматься, ибо Писание на тотальный мордобой инструкций не содержит. Ударили по правой щеке – подставь левую, это понятно, это мы можем. А тут и по левой тоже смазали. Что дальше будем подставлять?

Выбор читателей