День Гагарина

40 лет назад состоялся первый в мире полет человека в космос. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту был запущен космический корабль "Восток" с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. В 6:07 с космодрома Байконур со стартовой площадки номер 1 был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов.

Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата.

Как сообщает НТВ, полет в космос Ю.Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 г. полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.

Подготовка к полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта. И с этого момента начались неприятности. Сначала выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось с помощью небольшой радиостанции наладить трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Окуджавы.

Когда начался стартовый отсчет и Гагарин произнес знаменитое "Поехали!", примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передавала сигналы в космос. Связисты же в это время готовили акцию прикрытия. Если бы ракета взорвалась, они должны были сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. – "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если бы ракета уже на земле догорала".

Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.

Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки.

Развитие пилотируемых полетов в СССР проходило поэтапно, с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам - таков путь, пройденный отечественной пилотируемой космонавтикой.

Начальный этап освоения космического пространства (полеты на кораблях "Восток" и "Восход") включал в себя вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание долговременных орбитальных станций "Салют" и нового, многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями. На семи станциях "Салют" и в автономных полетах на космических кораблях "Союз" была реализована большая программа исследований и экспериментов по изучению околоземного космического пространства, Земли и Вселенной, проведен ряд практических работ в интересах народного хозяйства.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. В дальнейшем к станции были пристыкованы и начали работу модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр". Строительство постоянно обитаемого орбитального комплекса было полностью завершено 26 апреля 1996 г., когда к "Миру" был пристыкован пятый, последний модуль дооснащения "Природа" со сложнейшей научной аппаратурой для разностороннего исследования суши, океана и атмосферы.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 г. - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем побывали 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 т научного оборудования двухсот сорока наименований из 27 стран мира. За время существования этой космической лаборатории на ее борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тыс. экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий.

Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с использованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы - будущих элементов новой Международной космической станции; проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также множество других экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других.

На сегодня ученые доказали, что человек может переносить невесомость постоянно. Но, чтобы не испытывать проблем со здоровьем по возвращении на Землю, он должен во время полета выполнять специальные физические упражнения, применять другие методы профилактики. Также доказано, что ионизирующее излучение не наносит вреда во время космического полета.

Конструкторами разработаны системы, позволяющие производить воздух, воду, еду на космических кораблях, что делает возможным экспедиции длительностью в несколько лет. Правда, еще не выяснено, как долго человек может жить и работать в искусственной среде, имея весьма ограниченные контакты с внешним миром.

На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Так, врач-исследователь Валерий Поляков провел в космосе в составе трех космических экспедиций подряд 437 суток 18 часов. Космонавт Сергей Авдеев установил выдающийся рекорд общей продолжительности пребывания в космосе - суммарно за три полета находился в космосе 742 суток. Всего за время работы "Мира" в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос - за бортом проведено в общей сложности около 15 суток.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвуют 16 стран. При создании нового космического комплекса широко используются российские достижения в области пилотируемой космонавтики. На сборку МКС планируется запустить 9 российских кораблей и 37 американских шаттлов, на обслуживание станции - 42 российских корабля (31 "Прогресс" и 11 пилотируемых комплексов "Союз"). Параллельно ведется разработка программ создания "Мира-2" и полета человека на Марс.

На современном этапе космическая деятельность занимает одно из ключевых мест в геополитике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как великой державы и как страны высоких технологий. Исследование и использование космического пространства играют все более важную роль в экономическом, научном и социальном развитии страны, в обеспечении национальной безопасности.

"Гагарин стал первым человеком, который увидел из космоса, как прекрасна наша планета", говорится в обращении генерального секретаря ООН, распространенном штаб-квартирой этой международной организации. А теперь на Международной космической станции работают космонавты и астронавты из разных стран мира. "Это отрадный факт, ведь космическое пространство могло бы стать потенциальным источником конфликтов", - подчеркнул Кофи Аннан. "Человечество вовремя осознало, что космос нельзя превращать в новую арену для военной конфронтации, - считает он. - Космическое пространство необходимо использовать лишь для поддержания мира и безопасности, а также для дальнейшего развития международного сотрудничества".

Сегодня же человечество вспоминает улыбку Гагарина и до сих пор не может смириться с его нелепой смертью.

Президент Путин примет участие в проходящих в России в четверг празднованиях в связи с 40-й годовщиной первого полета человека в космос.

Памятная доска, посвященная полету в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина, будет установлена в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины Минобороны РФ. Ее открытие сегодня приурочено к 40-летию этого выдающегося события в развитии мировой научной мысли и истории человечества.

В 69 городах 29 стран в четверг состоятся праздничные мероприятия и вечера, посвященные 40-летию первого полета человека в космос. Об этом объявил оргкомитет "вечеров", созданный "Советом по космическому поколению" при Комитете ООН по мирному использованию космического пространства.

В США такие вечера пройдут в 11 городах. "Вечера Юрия" отмечаются в 5 городах Австралии. В Японии празднования запланированы в 4 городах, включая Токио. В честь Юрия Гагарина праздничные вечера состоятся также в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, ЮАР, Турции, Танзании, на Филиппинах, в Венесуэле, Чили, Пакистане и многих других странах, даже в Антарктиде.

"После этого подвига наш мир изменился", - так оценивает первый полет человека в космос известный чилийский ученый, директор Института Антарктики Оскар Пиночет де ла Барра. Он выступил на вечере, посвященном 40-летию полета Юрия Гагарина в Культурном центре России в Сантьяго.

Оскар Пиночет де ла Барра был послом Чили в Москве в годы начала освоения космоса. Он назвал полет Гагарина "самым важным событием прошедшего века, а, может быть, и всего тысячелетия". По его словам, познакомившись с космонавтами, он "был поражен этим новым поколением русских людей, готовых пожертвовать своей жизнью, чтобы открыть космическое пространство ради прогресса человечества".

В Чили открыты выставки фотографий, значков, медалей и марок, посвященных космонавтике, рисунков детей о космосе.