Эрик Клэптон: Wonderful tonight. Now in Russia

Два дня подряд москвичи наслаждались великолепными блюзами Эрика Клэптона – музыканта, более тридцати лет назад за свое мастерство удостоенного титула "Clapton is God"

"Альфа-Банку" и компании "SAV Entertainment" второй раз подряд удалось организовать выступление музыкантов, собравших полные залы: мартовский аншлаг Scorpions и вот теперь – два концерта Эрика Клэптона. Очередь желающих послушать живую легенду на этот раз вытянулась вдоль Манежа почти до памятника маршалу Жукову. Достаточно заметить, что оба московских концерта были пунктуально отложены ровно на час, пока все зрители проходили металлоискатели на входе. (Уважаемые коллеги-меломаны! Лучше приходите на "ломовые" концерты заранее, тогда нам всем не придется нервничать в очереди!)

11 апреля 2001 года. Свет в зале перед началом концерта гасили "на бис" раза три; однако в итоге зал погрузился в темноту... на сцену вышел какой-то бородатый парень с гитарой, сел на табуретку перед микрофоном и взял пару аккордов. Все произошло настолько неожиданно, что зал даже не успел, как полагалось, аплодисментами поприветствовать Клэптона. Совершенно такой же, как на афише, в джинсах, синей джинсовой рубахе и несерьезных сандалиях. Какой-то очень простой и домашний. За последние лет десять он почти не изменился – разве что больше седины стало в волосах. Первый же блюз, исполненный маэстро в одиночку на акустической гитаре, был по достоинству оценен публикой, вложившей в аплодисменты восторг от встречи с Мастером. Второй, электрический, игрался уже полным составом: бас – барабаны – вторая гитара плюс клавиши плюс перкуссия. Присутствие "percussion" добавило латиноамериканских красок в звучание композиции, и на какое-то время возникла иллюзия работы другого знаменитого гитариста – Карлоса Сантаны.

Третьей по счету была "Tears In Heaven", которую Клэптон посвятил своему сыну Коннору, трагически погибшему в шестилетнем возрасте. Блюз – это не сколько стиль в музыке, сколько ощущение, настроение, легкая грусть... Впрочем, в концерте игрались и совершенно убойные блюзы с пронзительнейшими гитарными соло, вызывающими дрожь в ногах и выбивающими слезу в уголке глаза. Двенадцатитактовый электрический "тяжелый" блюз, более подошедший бы, к примеру, Гэри Муру, приходил на смену "классическому" ("Got You All My Mind"), исполненному почти в акустике; исполнены были и кантри-блюз, и блюзовая баллада, под которую по залу завертелись-закружились в медленном танце лучи прожекторов... "Свежие" опусы игрались вперемежку с хитами середины 70-х. А разве можно было спокойно прореагировать на старинный "вилли-диксоновский" "Hoochie-Coochie Man", давно и прочно осевший в концертном репертуаре Клэптона?

Созданию соответствующего настроения у зрителей в немалой степени способствовала работа режиссера по свету (шесть баллов из пяти возможных!). Ас, виртуоз в своем деле, он иногда полностью успевал сменить освещение сцены к последующему аккорду Мастера – если в композиции требовалось выделить какой-либо гитарный рифф. Особо удачным получилось сочетание густо-голубого цвета с нежно-малиновым, и не случайно много лирических композиций исполнялось именно под этим цветовым соусом. Краски прожекторов – единственное, что Клэптон использовал в оформлении сцены. Остальное делала его музыка, его гитара и голос... Звук, кстати, был тоже очень качественным.

Статистика. Концерт длился более 2-х часов, зал был снова полон на все сто. Половина музыкантов группы имеют африканские корни; все шестеро замечательно чувствуют энергию блюза. Знаменитая "Layla", завершившая концерт, исполнялась не в акустике (как ожидали многие), а в электрической версии 70-го года (Derek & The Dominoes). Среди прочих хитов присутствовали "Cocaine" и "Wonderful tonight". Начальные такты "Кокаина" сильно напоминают основной рифф композиции Cream "Sunshine of Your Love". Последняя была исполнена "на бис" с такой экспрессией, что после этого окончательно можно было расходиться... Уступая просьбам зрителей, не желающих расставаться с очарованием вечера, Клэптон "под занавес" спел еще один блюз "unplugged" (сцена – как и в 93-м, в темно-синих тонах)...

Ощущения. Клэптон, волшебник блюзовой гитары, подарил "обыкновенное чудо" своим поклонникам. Его концерт стал настоящим праздником для любителей такой музыки. Пусть бы этот вечер не заканчивался, пусть бы еще длился этот блюз... Бог забрал к себе сына Клэптона, словно бы отнял в наказание за то, что поклонники, очарованные игрой гитариста, более 30 лет назад осмелились сравнить Клэптона с самим Создателем... И все же, так играть блюзы умеют лишь немногие белые музыканты, и Клэптон – один из них. Спасибо, Эрик, за твою музыку. И спасибо, что все-таки приехал в нашу страну... Wonderful tonight... Это было великолепно.


Редакция газеты благодарит "SAV Entertainment" за помощь в подготовке материала.

Выбор читателей