Рассел Кроу дает отпор террору

Дорог заложник в базарный день, трудна задача у Рассела Кроу – и пленника вернуть надо, и денег платить не хочется. Да еще женщина под ногами путается. Куда переговорщику податься?

"А вот террористы – они какие? Плохие или хорошие?" – таким вопросом задался как-то г-н Бережанский после просмотра фильма "Легенды Риты". Дескать, люди же борются не за страх, а за совесть, т.е. даже за ИДЕЮ. А по мне так и без разницы – за идею или нет. Это как с муравьями, которые бывают рыжие и черные – они насмерть бьются, а нам пофиг. В "Доказательстве жизни" террористы, несомненно, плохие. Название у них самое что ни на есть соответствующее – АОТ (Армия освобождения Текалы). Еще давно, когда только начинали, у них тоже была ИДЕЯ. Была, да вся вышла. В те времена за финансовое обеспечение ИДЕИ отвечал Советский Союз, а с его распадом пришлось переходить на самоокупаемость. На членские взносы не проживешь, проводить "эксы" хлопотно и опасно. Вот и начали бывшие пламенные революционеры кокаин производить да людей воровать. Похищения практикуют не в розницу, а сразу оптом: перегородят дорогу, из проезжающих машин повытаскивают людишек десятка три-четыре, а уже после сортируют – за кого и сколько можно потребовать. За бедную старушку, к примеру, можно 20 копеек попросить, а за американца – так и несколько миллионов. Это называется дифференциация и индивидуальный подход.

Похищения стали бизнесом не только для террористов, но и для страховых компаний, которые в таком случае должны заплатить выкуп. Всю требуемую сумму никто, понятно, сразу не платит. В дело вступает специалист по переговорам. Его задача: с одной стороны, клиента живым вернуть, с другой – заплатить как можно меньше денег за его спасение. Появился даже специальный термин для профессии: K&R (Kidnap & Ransom – Похищение и Выкуп).

Это все присказка. Сказка начинается, когда в упомянутой латиноамериканской стране Текале (не ищите на карте – ее специально выдумали, чтобы никого не оскорбить) похитили американского инженера Питера (Дэвид Морс). Он ехал на работу и попал под очередной призыв в заложники. Буквально через день из Англии прибывает специалист по освобождению – Терри Торн (Рассел Кроу), бывший британский спецназовец, после окончания "холодной войны" переквалифицировавшийся в переговорщики. Он успокаивает жену инженера Элис (Мег Райан), дескать, не волнуйтесь, дамочка, вернем вашего супруга в лучшем виде.

Теперь основной вопрос: что делать после похищения? Вопрос не для живых людей, а для сценаристов. Можно пригласить Шварценеггера и решать проблему радикально, т.е. в течение нескольких часов найти лагерь террористов, незаметно туда прокрасться и устроить тотальную зачистку с горой трупов. В "Доказательстве жизни" выбирают другой, более мягкий путь: Кроу долго и нудно торгуется за каждую тысячу долларов. Умом понимаешь, что так оно обычно и бывает, а сердце требует решительных действий а-ля "Коммандо". Тем более что мы-то с вами знаем, КАК ведет себя настоящий переговорщик, профессионал высокого полета. Он должен дождаться звонка от похитителей и строго в трубочку спросить: "Алле, это Шамиль Басаев?".

Проблема в данном конкретном случае подкралась откуда не ждали. Инженер оказался незастрахованным! Руководство компании решило немного сэкономить. Кроу, узнав о столь печальном факте, пояснил Мег Райан, что просто так только кошки родятся, сделал печально лицо и улетел обратно в Англию. А уже на родине его начинает мучить СОВЕСТЬ. Пришлось вернуться, собрать команду и работать три месяца совершенно бесплатно. Побольше бы таких людей, совестливых. Дальше рассказывать не буду. Нельзя концовку раскрывать. Хотя концовка эта в общих чертах становится ясна где-то на половине просмотра. Намекну лишь, что между героями Кроу и Райан рождается большое и светлое чувство, что, собственно, секретом и не является.

Режиссер Тэйлор Хэкфорд так и не решил для себя, что именно он снимает: триллер о похищении, боевик или любовную драму. Его предыдущие ленты "Долорес Клейбор" и "Адвокат дьявола" были гораздо более цельные и потому – удачные. Здесь параллельно показывают будни несчастного инженера в плену, сопровождая титрами "День 12, День 46, День 96", и разворачивающуюся операцию по его освобождению. Ни то ни другое не показано по-настоящему увлекательно. В результате интересно смотреть только те моменты, где появляется друг главного героя, не менее крутой переговорщик в исполнении Дэвида Карузо ("Шлюха"). Жаль, что появляется он крайне редко. Именно дуэт Карузо – Кроу, а не Кроу – Райан, служит настоящим "движком" фильма. Что странно. В жизни-то у них страстный роман, а на экран не смогли перенести даже отблесков настоящей страсти. Наверное, чтобы показать в кино любовь, нужна ненависть между актерами, как в случае Рурк – Бейсингер в "9 1/2 недель".

Техника похищения показана достаточно убедительно: постоянное унижение Питера, перемещения с места на место. А вот сделать убедительным и интересным процесс переговоров не удалось. Хотя тема выигрышная и в последнее время очень раскрученная: книги "Опасность" Дика Фрэнсиса и "Переговорщик" Форсайта, прекрасный фильм "Переговорщик" же, построенный преимущественно на противостоянии двух персонажей и их диалогах.

Когда после полутора часов "любви" Кроу и Райан наконец первый (и, как оказалось, последний) раз поцеловались, в зале раздались бурные и продолжительные аплодисменты. Поцелуй так вдохновил Кроу, что он наконец перешел к плану "А" (см. раздел "Шварценеггер") и начал отстрел террористов. Концовку это разнообразило, но для спасения всей картины было уже поздновато.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Пушкинский", "Ударник", "Победа", "МДМ-кино", "Орион", "Каро-Фильм", "Электрон".

Выбор читателей