Водка как эликсир бессмертия

"Живучи в России, не пить нельзя". Сложно опровергнуть это утверждение на выставке "Белое Крепкое": там все про нас и про водку. Натюрморты с рюмкой и самогонным аппаратом

Нет, пожалуй, такого события, радостного или грустного, в нашей сумасшедшей жизни, которое проистекало бы без потной бутылочки с прозрачной жидкостью внутри. Огненная вода, бражка-бормотушка. Сорокоградусная наша. Любимая. Только не подумайте, что строки эти пишет героиня "Дорожного патруля" из рубрики "занимательный алкоголизм". Это не моя стихия. Можно и не злоупотреблять напитком, но проникнуться эстетикой "пития" до такой степени, чтобы заглянуть на выставку "Белое Крепкое" в галерею "Манеж". Незабываемые ощущения.

Бывшие конюшни, возведенные Бове, превратились в огромное выставочное пространство для самых элитных мероприятий. Еще неделю там будет проходить "Арт-Салон", демонстрируя современное искусство. Вход же в галерею "Манеж" находится с противоположной стороны, напротив касс Кремлевского Дворца Съездов. Не перепутайте. А то придется выслушивать наставления билетерш, что "про водку – это не у нас, не по адресу обратились". Мол, магазин за углом. Обогните здание и отыщите маленькую вывеску галереи. Дальше поведет чутье и любопытство, ибо не проникнуть в два скромных по размеру зала галереи, разглядев подвешенную тряпицу с надписью "Водка – русский эликсир бессмертия", уже невозможно.

Таких лозунгов-цитат в храме искусства предостаточно: "Алкоголизм сгубил Россию, а пьянство спасло", "Живучи в России, не пить нельзя". Батарея граненых стаканов, самогонный аппарат, деревянная скульптура "Третьим будешь?" ласково приглашают войти. В галерее выставляется сразу несколько художников, но из тематики никто не выбивается. Татьяна Назаренко нарисовала маслом "Наваждение": разноцветные полосы, чьи-то ноги и рука с рюмкой. Так вот ты какая, белая горячка! Тимофей Смирнов посидел "За столом со стеклом" в душевной и теплой компании с философской грустинкой в осоловевших глазах. Екатерина Корнилова изобразила джентльменский набор времен всеобщего дефицита: стопка в обрамлении традиционной закуски из соленого огурца и одинокого кусочка селедочки на белом блюдце. Впрочем, в эпоху любого дефицита эти вечные ценности оставались неизменными. И не властны над ними ни происки вождей и повышение цен, ни сухой закон. Тем и силен русский дух. Есть на выставке иллюстрации Сергея Семенова к книге Венедикта Ерофеева "Москва – Петушки". Угарные, как и само сочинение. Дмитрий Крылов старательно выпилил и раскрасил бутылочки не то из-под шампанского, не то из-под чего-то еще горячительного. Даже старенький кожаный портфель художник Андрей Волков сумел превратить в произведение искусства, изобразив "на фасаде" графин и всяческие гастрономические радости. В общем, не выставка, а безоговорочное торжество зеленого змия. Рисователи плакатов типа "Пьянству – бой" пришли бы в ужас и забились в конвульсиях.

Странная и непобедимая у нас любовь к напитку, который даже не является нашим национальным изобретением. Иноземцы завезли, сбили с пути истинного. Тем не менее, говорим "водка" – подразумеваем "русские". А хоть бы и так. Пить умеем. Вот бы и жить научиться...

Словом, если похмельный синдром еще не захватил полностью ваш цветущий организм, соберитесь с силами и приковыляйте в галерею "Манеж". По меньшей мере три недели вход в галерею беспрепятственный, как в винный отдел гастронома. Зайдите и возрадуйтесь, что можете не только любоваться картинами, но и вкусить все нарисованные прелести, когда душа захочет. До следующего сухого закона или еще какого-нибудь запрета.

Выбор читателей