Заграница, помоги нам разориться...

На сайте www.e-max.ru недавно был опубликован материал, в котором говорилось о том, что проект "Три сестры", запущенный для "исследования поведения людей в Интернете", закончился скандалом

На сайте ricn.ru, одном из популярных ресурсов Рунета, недавно был опубликован материал, в котором говорилось о том, что проект "Три сестры", запущенный для "исследования поведения людей в Интернете", закончился скандалом. Якобы девушек, участвовавших в этом "эксперименте", обманули, то есть не заплатили обещанных денег. Более любопытным в заметке показалось, однако, не это, а упоминание известной и авторитетной международной консалтинговой компании McKinsey & Co. Нам тут же вспомнилось, что название этой компании (как впрочем и некоторых других международных консультантов), уже возникало несколько раз в российских СМИ в связи с различными проектами в интернете. Почему-то все эти проекты оказались если не провальными, то уж точно не такими успешными, как их анонсировали на многочисленных пресс-конференциях. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Проект E-Max.ru. В направлениях и целях деятельности компании были заявлены: разработка и поддержка интернет-портала, бизнес-сервис для предпринимателей, вовлечение в интернет-пространство как можно большего количества пользователей из разных социальных слоев. Ранее уже сообщалось, что проект E-Max.ru был создан бывшими руководителями и сотрудниками московского представительства McKinsey&Co. В качестве конкурентов были заявлены, ни много ни мало, порталы "Рамблер", "Яндекс", и "Апорт". На чем базировалась уверенность, что России нужен четвертый аналогичный портал, трудно сказать. Скорее всего, это была всего лишь экстраполяция на на Рунет американских тенденций и ничего более. Чем эти тенденции сейчас закончились, все хорошо видят. О самом шумном проекте портала большинство также наслышано. Это «Три сестры». Целью проекта являлось, как говорили организаторы, «изучение поведения и психологии интернет-пользователей». На самом деле, думается, результат «изучения» был очевиден с самого начала, и для этого не требовалось проводить эксперимент. Основными посетителями проекта были молодые люди мужского пола, т.к. он изначально был ориентирован на привлечение внимания именно этой категории и только. И что бы не говорили представители E-max`а про изучение аудитории и тому подобное, широкомасштабный пиар "Трех сестер", а, следовательно, и фирмы-организатора, стоял на первом месте. Создатели сайта, считая себя серьезными бизнесменами, все же понимают: повысить посещаемость сайта, не приложив интеллектуальных усилий, можно только с помощью "основного инстинкта". Который и лег в основу 2-го этапа: девушки соревновались за звание "самой гармоничной участницы". Жаль, однако, что весь интеллектуальный потенциал, накопленный ими в период работы в

McKinsey&Co, выразился лишь в такой форме.
Проект eStart.Ru.
Одним из двух консультантов также выступала консалтинговая компания McKinsey. eStart.Ru был назван крупнейшим проектом года, который должен был стать «самым полным порталом среди всех существующих сайтов Рунета», «первым горизонтальным интернет-порталом», количество уникальных посетителей которого в 2001 году «достигнет 1,5 миллиона в месяц» и который охватит «30% аудитории сети». Результаты работы этого сервера на сегодняшний день весьма далеки от прогнозов. На страницах eStart`а до сих пор не установлено ни одного счетчика, что заставляет задуматься об истинной, скорее всего весьма невысокой, популярности широко разрекламированного проекта, стоимостью $5 млн. (большая часть которых была, по слухам, уплачена консультантам). Издательский дом Independent Media, запустив портал eStart, надеялся привлечь в качестве посетителей специалистов среднего и высшего звена, предложив им стандартные услуги. Однако, несмотря на масштабность проекта и привлечение для его создания иностранных специалистов, проект фактически остался незавершенным и неудачным. Реально на этом ресурсе используется только контент, предоставленный «бумажными» изданиями, входящими в группу Independent Media ( журналы Playboy, Cosmopolitan, Men`s Health, Yes и т.д.)

При желании, можно обнаружить и других консультантов, осевших в российских интернет-компаниях. Например, в 2000 году в рамках АФК "Система" было создано ЗАО «И-Система» для разработки b2b-проектов в области е-коммерции, во главе которой также встал бывший консультант McKinsey. В 2000 г. «И-Система» объявила о подготовке к запуску до 10 интернет-проектов, каждый из которых грозил стать лидирующим в своей области . О сроках реализации ни одного из них до сих пор ничего не слышно.

Еще летом прошлого года стало известно, что порядка восьми сотрудников московского офиса McKinsey приняли решение сменить место работы, обосновав это желанием реализовать собственные проекты в области интернет-бизнеса. Руководство McKinsey немедленно заявило, что оно довольно положительно воспринимает данный факт, так как полагает, что McKinsey "нельзя покинуть навсегда" и что эти сотрудники "все равно будут приводить к ним клиентов". По прошествии 9 месяцев (характерная, кстати, цифра), можно подвести некоторые итоги.

Пока ни один проект не достиг заявленных целей. Видимо для того, чтобы создать в интернете успешный проект, мало опыта консультанта в международной компании. Необходимо еще и знание интернета. А этого, похоже, пока нет у специалистов даже такой известной компании, как McKinsey.

К сожалению, западный подход часто заключается в том, чтобы создавать виртуальные, в буквальном смысле слова, проекты, то есть писать десятки и сотни страниц довольно расплывчатых рекомендаций… и все. Как это внедрить с учетом российских проблем, консультанты не задумываются.

На самом деле, проблему стоит рассматривать более широко. Какова вообще эффективность международных консультантов с точки зрения их пользы для России? Ни для кого не секрет, что в российских представительствах международных консалтинговых компаний часто встречаются консультанты не очень высокого класса. Иногда это связано с тем, что на эти позиции набираются студенты, не имеющие ни жизненного опыта, ни профессионализма (но обязательно хорошо знающие английский язык – это для рекрутера считается более важным), иногда – с тем, что в Россию направляются консультанты без опыта, набранные в американской "глубинке" и привлеченные перспективой "больших" денег (эти факты автор знает не понаслышке, а из реального опыта – сталкивался и со студентами, и с "фермерами").

Здесь можно вспомнить итоги годовой работы в России еще в 1999 году все той же международной консалтинговой компании McKinsey. Тогда был проведен анализ десяти показательных для российской экономики отраслей. Целый год потребовался для того, чтобы понять очевидную любому в России вещь: в российской экономике нет особых препятствий для достижения высокого уровня развития. Все препятствия – в политике. Возможно, это говорит о том, что компания просто не осведомлена о тенденциях на российском рынке, а ее консультанты просто используют западные "кейсы".

Это подтверждает следующий факт. McKinsey сама заявила, что в основе анализа лежит официальный выпуск продукции, без теневой составляющей. При этом число занятых было взято реальное. Но ни для кого в России не секрет, что официальные низкая производительность и отрицательная прибыль заводов во многих случаях проистекает не из-за их не эффективности, а из-за того, что на предприятии большая часть продукции сбывается без уплаты налогов, а большая часть зарплаты выплачивается «в черную». Это, однако, никак не было учтено в анализе. Вот и получается компетентный, и, безусловно, независимый оценщик. Он, разумеется, компетентный, но скорее в общих вопросах. А вот конкретные реалии и российскую специфику знает недостаточно. Или намеренно ее не учитывает. А, между тем, результаты этого исследования потом неоднократно цитировались и российскими и западными официальными лицами.

Экономические выводы исследования были также любопытны. Например, исследование металлургической отрасли утверждает, что из тридцати заводов только три работают эффективно и поэтому остальные надо закрыть. Может быть, все дело в том, что эти самые заводы производят слишком дешевую продукцию, которая вытесняет с западных рынков продукцию западных и японских фирм? После подобных выводов иногда складывается впечатление, что результаты таких рекомендаций ставят своей целью не повышение эффективности российских компаний, а расчистку пути для продвижения на российский рынок западных партнеров.

К сожалению, приходится констатировать, что западные консультанты не всегда хорошо осведомлены о российских участниках рынка, но при этом считают необходимым и возможным консультировать не только российские интернет-компании, но и производственные предприятия, государственные структуры и даже культурные учреждения.

P.S. В дальнейшем мы надеемся рассмотреть результаты деятельности на российском рынке и других международных консультантов.

Выбор читателей