Если у вас нету тещи – ее не отравит сосед

Травить иль не травить? Вот в чем вопрос. Что лучше: отдать жене неверной семейный свой двухкомнатный очаг или, вооружившись малой склянкой яда, проблему эту навсегда решить...

Мы живем в век грубой силы. Нету ни романтизма, ни закуски. Перманентно-неизбежные конфликты между людьми, в случае невозможности их разрешения ненасильственными методами, урегулируются, как правило, при помощи либо огнестрельного оружия, либо взрывчатки. Это не стильно. Это просто пошло, в конце концов. Почему, как Иваны родства не помнящие, мы забываем собственную и мировую историю? То ли дело в старые времена! Любой учебник истории треть объема потерял бы, если убрать из него знаменитых отравителей. Что там для государства сделали Мария Медичи или Папа Александр VI (Борджиа), никто уже и не помнит. А как смачно они отправляли недругов на тот свет, знают все.

Так где старые добрые яды? Где, я вас спрашиваю, мышьяк и цианид? Во-первых, это эстетично: никакой крови, никаких кусков мозга на асфальте. Во-вторых, более оправданно со стороны финансов и безопасности. Истец часто сам присутствует при факте. Нет нужды в посредниках, есть уверенность в результате. Захотел г-н Быков сделать из г-на Цветомузыки тень отца Гамлета, капнул чего-нибудь без запаха и вкуса в водочку, и хрен бы РУОП разыграл историю с покушением. Все чинно, благородно. Или вот другой случай. Жила молодая семья: актер Олег Волков да жена его Катя, учительница музыкальной школы. И вторгся в их жизнь сосед, слесарь мясокомбината Арнольд, с авоськой фарша. Попросил сделать котлетки, чтоб, значит, посидеть по-хорошему, по-соседски. А потом уединился, подлец, с Катей в ванной. Чем они там занимались, доподлинно неизвестно, а гадать мы не будем, но определенные подозрения есть. Появились подозрения и у Олега, которые еще подкрепились на следующий день. Вернулся он домой, там на столе пустая сковородка из-под котлеток, а слесарь с женой снова в ванной. И снова дверь закрыта. На все вопросы отвечают крайне уклончиво, т.е. элементарно посылают.

В расстроенных чувствах идет Олег прогуляться и заглушить душевную боль пивком. И встречает очень милого пенсионера, который предлагает радикальное разрешение проблемы – неверную жену просто нужно немножко отравить. И всех делов! Пенсионер тут же достает сундучок со склянками яда и любовно описывает действие каждого из них. В подтверждение приводит множество исторических примеров. Олег проникается идеей и даже делает попытку отравить супругу, но мешает нагрянувшая в гости теща. В результате безобразно-шумной сцены Катя с мамой уходят жить к Арнольду. Но! Хорошая двухкомнатная квартира записана на Олега, а это, с точки зрения противной стороны, нечестно. И вот уже у троицы возникает собственный план отравления. Правда, в отличие от начитанного пенсионера, действовать они решают с помощью пошлого крысиного яда. У Олега на фоне всех этих разговоров о ядах даже крыша начинает съезжать – снится, что присутствует он на некоем съезде отравителей всех времен (подозрительно напоминающем бал Воланда). Исторические негодяи и убивцы с интересом слушают историю актера о коварной жене с полюбовником и искренне возмущаются притязаниями тех на двухкомнатную (!) квартиру в Москве.

В своем десятом фильме "Яды, или Всемирная история отравлений" (о котором и идет речь) Карен Шахназаров наконец вернулся к тому, что у него получается лучше всего, – к комедии. Или это трагикомедия? Или лирическая комедия? Неважно, пока слово "комедия" таки присутствует. Если честно, после "Цареубийцы" было столь сильное разочарование, что последующие работы этого режиссера я пропустил. "Яды" же посмотрел по служебной обязанности и ничуть не пожалел. "Старый" Шахназаров еще не весь вернулся, но в целом движение идет в правильном направлении. Фильм смотрится легко и интересно. В качестве иллюстраций к рассказам пенсионера (Олег Басилашвили) показаны всяческие сюжеты из истории, большая часть которых относится к уже упомянутым папе Александру VI и сыну его Цезарю Борджиа (Андрей Панин).

Очень понравились все без исключения актерские работы. Олега Волкова играет Игнат Акрачков, его жену – Жанна Дуданова, тещу – Людмила Касаткина, Арнольда – Александр Баширов. Но самый класс показывают Басилашвили и Панин, который дорвался до роли самого Цезаря Борджиа, злодея колоритного, мирового масштаба.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Пушкинский", "Победа", "Ролан", "Художественный", "Каро Фильм". На видео его выпускает объединение "Крупный план" и фирма "Союз Видео".

Выбор читателей