Америка спасается "шоковой терапией"

В четверг Федеральная резервная система США преподнесла сюрприз шокового характера – внеочередное понижение учетной ставки. Этот шаг можно сравнить с ведром холодной воды, вылитой на разомлевшего на солнце кота

Споры о нынешнем состоянии экономики США стали самой актуальной, или, точней, модной темой в западных средствах массовой информации. Высказываемые точки зрения, как мы уже не раз отмечали, отличаются редкостным разнообразием. Некоторые наблюдатели считают, что американская экономика мало-помалу входит в состояние спада – рецессии и что предстоящий кризис будет более затяжным и ощутимым по последствиям, нежели предполагалось в начале этого года. Другие, проанализировав недавние экономические показатели, склонны предполагать, что на настоящий момент страна находится в переломной точке и что шансы скатиться в рецессию и шансы на быстрейшее "выздоровление" практически равны. Все, по их мнению, будет решаться в ближайшее время. Третья группа – оптимисты, верящие в счастливую звезду Америки (число которых, заметим, в последнее время значительно поубавилось), надеются, что экономический спад уже на исходе и в течение ближайшего времени экономика США снова выйдет на стадию роста.

Надо сказать, что последние экономические данные – рост делового доверия и первое за последние 27 месяцев значительное снижение дефицита торгового баланса США с $33 млрд. до $27 млрд. – стали подтверждением точки зрения оптимистов и способствовали некоторому успокоению общества относительно ближайших перспектив. В пользу этого говорит и тот факт, что после обвального падения в конце первого – начале второго квартала почти все фондовые индексы в значительной степени отыграли потери. Третий, возможно, самый важный аргумент – это то, что на своем последнем заседании Федеральная резервная система понизила процентные ставки всего на 0,5%, считая это вполне достаточной на тот момент мерой. Несмотря на участившиеся критические замечания в адрес ФРС, ее политика представляется достаточно обдуманной и взвешенной для того, чтобы продолжать верить в ее способность справиться с ситуацией – даже столь непростой, как складывающаяся ныне.

Однако, несмотря на первичное разочарование действиями Федерального резерва на последнем плановом заседании 26 марта, поколебленная было вера в ФРС и ее председателя – человека-легенду Алана Гринспена, начинает снова возвращаться. Возможно, именно на этой почве и возник столь широко распространившийся оптимизм по поводу скорейшего восстановления американской экономики – начиная с середины лета. Ведь именно так и обещал г-н Гринспен в своем первом публичном выступлении этого года. И пока, несмотря на недовольство некоторых действиями ФРС, его прогнозы продолжают сбываться.

Исходя из того, что эффект от снижения процентных ставок проявляется в экономике в течение трех-шести месяцев, первые признаки выздоровления, проявившиеся в росте делового оптимизма, можно отнести на счет самого первого в этом году снижения ставок на чрезвычайном заседании ФРС 3 января. С тех пор ставки снижались еще дважды, каждый раз на половину процента, и последствия этого должны, по идее, давать о себе знать вплоть до сентября месяца. Именно тогда, как обещалось, темпы экономического развития должны войти в фазу нового роста. Нельзя не признать, что снижение ставок на полтора процента в течение одного квартала можно отнести к событиям из ряда вон выходящим. Последний раз такое наблюдалось в 1991 году, во время рецессии.

На этом фоне облегчения после томительного напряжения нескольких предшествующих месяцев Федеральный резерв в минувший четверг внезапно, не дожидаясь очередного заседания, снова снижает учетную ставку, и снова на половину процента.

Сказать, что этот шаг был непредвиденным, будет не совсем точно. Он оказался ведром холодной воды, вылитой на разомлевшего на солнце кота. Следствием случившегося был, ни много ни мало, шок. После объявления о решении ФРС доллар по отношению к основным мировым валютам сначала резко вырос, потом так же резко упал. Фондовые рынки в один день выросли до отметок, на которых находились в конце зимы. Рынок государственных облигаций залихорадило.

В данном случае новое снижение учетной ставки, похоже, имело под собой весьма своеобразные причины. Оно выдает явную обеспокоенность американских финансовых властей состоянием экономики. Подобные действия могут быть объяснены только тем, что текущее состояние дел внушает главе финансового ведомства более чем серьезные опасения. А ведь при всех многочисленных критических замечаниях, высказываемых в адрес г-на Гринспена, последний никогда не обвинялся в некомпетентности. Даже наоборот: после знаменитого выступления перед Финансовым комитетом Сената, когда Гринспен впервые предупредил о возможностях нулевого роста в ближайшем будущем, никто даже не усомнился в подобной возможности, однако реакция финансовых рынков оказалась вполне сдержанной по сравнению с тем, чего можно было ожидать. И позднее, в марте, когда, по общему мнению, Федеральный резерв должен был снизить учетные ставки на 0,75%, главе ФРС, по-видимому, удалось убедить членов Федеральной комиссии, что столь значительное снижение не соответствовало тогдашним экономическим данным. И вдруг теперь, когда фундаментальные факторы полностью подтвердили его правоту (на тот момент), ФРС снова в "пожарном" порядке снижает ставки, что выглядит прямо-таки угрожающе.

Рассуждая о причинах столь неожиданного шага, естественным будет предположить сразу две вещи: во-первых, что последние, но пока еще не получившие подтверждения оптимистические экономические данные могут оказаться всего лишь временным исключением, а не переломом тенденции. За этот факт говорит и то, что ставки были понижены сразу на половину, а не на четверть процента. Во-вторых, можно предположить, что обвинения относительно несколько запоздалой реакции ФРС с январским понижением ставок, похоже, имели под собой все основания. И не значит ли это, что ФРС потеряла контроль над ситуацией, предпринимая меры кардинального воздействия уже "вдогонку"?

В общем и целом действия ФРС можно расценить как решительную поддержку – причем не на словах, а на деле – самых пессимистических прогнозов относительно американской экономики. Подобное "признание" явилось для многих не только неожиданностью, но и, можно сказать, "дурным предзнаменованием".

В результате внеочередное снижение ставок имело двоякие последствия. С одной стороны, ФРС еще раз подтвердила свою решительность. С другой – в СМИ начинается очередная кампания по нагнетанию состояния озабоченности относительно возможности наступления глубокой рецессии.

Возможен и еще один вариант трактовки действий финансовых властей США. В преддверии опубликования в самое ближайшее время блока важных экономических данных по результатам 1-го квартала, ФРС, уже располагая некоторыми из них, поспешила "подложить соломки". В этом случае мнение относительно нахождения американской экономики на той грани, когда вовремя принятые меры могут уберечь ее от сползания в затяжной спад, имеет все основания для существования. Вопрос остается только в том, насколько предпринимаемые действия могут считаться своевременными.

Одним словом, поживем – увидим. Новые экономические данные по США, возможно, прольют свет на причины столь неожиданной оперативности ФРС.

Выбор читателей