Back in USSR

Терменвокс, гармониум, экводин – всего лишь названия инструментов, на которых начиная с 50-х годов играли в ансамбле Вячеслава Мещерина. Сегодня музыку Мещерина издают Олег Нестеров и Артемий Троицкий

От соприкосновения с чем-то уникальным и оригинальным всегда бросает в дрожь и священный трепет. Недавно в дрожь и трепет бросало всех собравшихся на презентацию диска ансамбля электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина под названием "Easy USSR", которая проходила в одном из московских клубов.

Если я скажу, что музыка, создававшаяся ансамблем Мещерина, знакома большинству жителей бывшего СССР от мала до велика, вы мне не поверите – и будете не правы. Просто страна не знает своих героев. Есть повод исправить положение. В течение тридцати лет, с 50-х по 80-е, музыка этого ансамбля ежедневно звучала на радио и телевидении в заставках, научно-популярных и образовательных программах, мультфильмах. Не звучали лишь имена исполнителей и авторов композиций. Электромузыка пришла в нашу страну гораздо раньше, чем мода на нее, и как-то совсем незаметно для публики.

Одним из идеологов проекта "Easy USSR", решивших донести творчество Мещерина до сегодняшнего слушателя, был Артемий Троицкий. Не только бывший редактор "Плейбоя", но и автор книг по истории становления русского рока и всяческого андеграунда, он предложил издать на компакт-диске музыку Мещерина главе звукозаписывающей компании "Снегири-Легкие" Олегу Нестерову. "Это возвращение к истокам мировой и российской клубной музыки", – заявил собравшимся на презентации Троицкий. К сожалению, сам Вячеслав Мещерин не дождался столь замечательного события, скончавшись в 1995 году в возрасте 72 лет. Но, если говорить словами бравурных речей, "дело его живет".

На диск "Easy USSR" попали только 22 композиции из более чем 70 часов записанной музыки. Как сказал Олег Нестеров, "по объему это примерно 80 современных компакт-дисков". Для первого издания старались выбрать предельно легкие мелодии, юморески, польки. Например, одна из самых узнаваемых композиций, которую наверняка никто и никогда не воспринимал в качестве самостоятельного произведения, называется "На колхозной птицеферме" – это музыкальная тема, увековеченная мультфильмом "Ну, погоди!" в той самой серии, где волк попадает в курятник. "Танцуем шейк", "Эль Бимбо", "Ночная мелодия", "Воздушная кукуруза" – почти невесомая музыка, которую помогали создавать такие инструменты как терменвокс. В 1921 году инженер Лев Термен демонстрирует в Кремле Ленину свое изобретение – первый в мире электромузыкальный инструмент "терменвокс", звучание которого основывалась на изменении электрической емкости с помощью движений рук исполнителя. Надо признаться, что вождь мирового пролетариата был весьма обрадован диковинкой. Как гласит легенда, Владимир Ильич хитро улыбнулся и сказал что-то вроде: "Ну, что ж, батенька, теперь и музыка у нас будет электрифицирована".

В ансамбле Вячеслава Мещерина последние несколько лет на терменвоксе играла музыкант Лидия Кавина. В день презентации диска она исполнила для публики две пьесы Сен-Санса. Хрупкая девушка взмахивала руками над инструментом и отгоняла от сцены фотографов. Ибо все, кто вторгался в "зону действия" инструмента, автоматически становились "солистами оркестра", вмешиваясь в звуковую палитру терменвокса.

Ни судьба, ни критика особо не баловали Вячеслава Мещерина. После войны он окончил историко-теоретический факультет Гнесински и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио, изучая возможности редких этнических инструментов. Он пытался соединить их тембральные и акустические характеристики в новой форме, расширить звуковую палитру. Мещерин совместно с инженерами и конструкторами начинает работать над новыми инструментами. Так в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный гармониум, экводин. Ирреальные, неземные названия. Но, чтобы понять, как выглядели эти инструменты, достаточно знать, что их прообразами стали западные электрофортепиано и электроорган Hammond, обнаруженные Мещериным в Доме Звукозаписи. В ансамбле ставили адаптеры на баяны и скрипки, гитары, арфы и фортепьяно. Критика не молчала, и в центральных газетах появились фельетоны. "Мещерин включит утюг – и из него зазвучит Первый концерт Чайковского...". И тем не менее, вокальные партии концертов Мещерина записывали и исполняли такие признанные артисты и певцы, как Лев Лещенко, Владимир Трошин, некоторые солисты Большого Театра, а также Ольга Аросева и Вера Васильева.

В планах Олега Нестерова издать диск ремиксов: произведения, некогда исполняемые оркестром Мещерина, будут играть в собственной обработке известные отечественные коллективы. Но это в ближайшем будущем, а пока подзабытая в вихре рока и попсы легкая и немножко космическая электронная музыка Вячеслава Мещерина звучит на "Easy USSR". Время сделало виток и расставило все по своим местам.

Выбор читателей