Когда Россия Сибирью прирастать будет?

Доселе спокойная Иркутская область сейчас превратилась в настоящее поле боя

Со спадом уровня политизации Госдумы и Совета Федерации здравомыслящая часть населения облегченно вздохнула и вместо переживаний у телевизоров занялась своими делами. Однако радоваться пришлось недолго. Закон сохранения материи гласит, что ничто никуда не исчезает бесследно. И политические интриги и скандалы очень скоро возродились на хорошо удобренном поле борьбы за собственность. Причем, к сожалению, к этому приложили руку и некоторые федеральные структуры.

Существовала в России независимая энергетическая компания "Иркутскэнерго". Настолько независимая, что даже РАО ЕЭС России не сумело ее "удочерить". Хотя государство имело в ней крупнейший пакет акций - 40%, которым реально распоряжалась администрация Иркутской области, что, впрочем, вполне естественно. Еще два крупных акционера "Русский алюминий" и Сибирско-уральская алюминиевая компания (25% и 10%) по совместительству являлись и крупнейшими потребителями энергокомпании. Поскольку именно им принадлежали Братский и Иркутский алюминиевые заводы, которые, например, только в прошлом году дали "Иркутскэнерго" 88% поступлений живыми деньгами.

Печально, но факт: свобода у нас обычно воспринимается как вседозволенность. Поэтому руководство иркутских энергетиков вело себя соответственно: тарифы для тех же алюминиевых заводов непомерно завышались, прибыль, наоборот, занижалась, непонятно куда исчезали многомиллионные кредиты, выданные солидными зарубежными банками и т.п. Например, довольно долго экономические отделы компаний-акционеров и администрации не могли разгадать загадку, преподнесенную им коллегами из "Иркутскэнерго": как можно при себестоимости электроэнергии менее одной копейки и при средней отпускной цене в 30 копеек за киловатт иметь рентабельность в 4 процента?

В конце концов терпение у мажоритарных акционеров, причем у всех трех сразу, лопнуло. Они решили провести акционерное собрание и сменить менеджмент компании во главе с исполняющим обязанности гендиректора Сергеем Куимовым. В общем-то налицо типичный экономический конфликт, который был вполне разрешим на региональном уровне. Однако тут в дело вмешались столичные чиновники.

Министерство по делам имущественных отношений внезапно потребовало от администрации области вернуть госпакет в его распоряжение. В Иркутске поинтересовались целью переброски и узнали, что акции необходимы Москве, дабы затем вернуться обратно и проголосовать на собрании за господина Куимова. Губернатор Борис Говорин, естественно, возмутился. Начались тяжбы в арбитражных судах. Но, поскольку юридически такой момент прописан слабо (и администрация области, и Минимущества представляют государство), суды выносили такие решения, которые каждая из сторон могла трактовать в свою пользу. В конце концов, Высший Арбитражный суд распорядился оставить за администрацией 15,5% акций, а остальные передать Минимуществу.

Москву этот вариант не устроил. В ситуацию вмешался премьер-министр, потребовавший от сторон прийти к согласию. Тем временем, московские неувязки отозвались в Иркутске громогласным эхом. Уверовав в то, что Центр на его стороне, господин Куимов со товарищи, включая председателя местной думы Виктора Боровского (кстати, бывшего начальника по "Иркутсткэнерго") повели атаку на администрацию области. Экономику очень быстро вытеснила политика: губернатора обвинили в региональном сепаратизме и противостоянии центру. Тот в ответ бросил в адрес оппонентов фразу о предательстве ими интересов региона. Оценив ситуацию, в регионе срочно высадились десанты столичных пиарщиков и региональный конфликт быстро вышел на уровень информационной войны общероссийского масштаба. Местные руководители практически уже разделились на "куимоцев" и "говоринцев". На трибуны полезли разного рода горлопаны и демагоги, запутавшие ситуацию так, что простому иркутянину уже трудно разобраться, кто прав, а кто виноват.

Что послужило основанием для подобного вмешательства Минимущества, остается только гадать. Одни говорят, что в министерстве слишком буквально восприняли тезис об усилении властной вертикали и наряду с политической самостоятельностью решили отнять у регионов и экономическую (то есть, как в известной русской пословице про молитву одного товарища с большим лбом). Другие утверждают, что это, наоборот, тщательно спланированная операция злокозненного Анатолия Чубайса, который таким путем хочет вернуть "Иркутскэнерго" в лоно РАО ЕЭС. Как бы то ни было, но результаты печальны: благодаря столичной "помощи" доселе абсолютно спокойная Иркутская область сейчас представляет собой поле боя, куда полководцы подтягивают последние резервы. И, судя по всему, настоящее сражение, перед которым поблекнет даже недавняя битва под Тулой, развернется здесь уже летом, во время губернаторских выборов. А может, это и требовалось доказать?

Выбор читателей